Учёные ЦИАМ рассказали о своих проектах в области электрификации самолётов
16-17 ноября 2017 года ученые Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») зачислили участие в симпозиуме с электрическим и гибридным аэрокосмических технологий «Electric & hybrid aerospace technology symposium», который состоялся в Кельне.
На симпозиуме выступил с докладом начальство отдела гибридных и электрических силовых установок, систем и летательных аппаратов ЦИАМ Антон Варюхин.
В своем выступлении он обратил внимание на то, что «электрификация» сейчас весьма популярная тема, но существует множество недостоверной информации, которая транслируется новостными агентствами. Ряд организаций завышают удельные характеристики источников энергии и электрических машин. Из-за этого у исследователей возникают определенные трудности. «Мы встречали ряд трудов, в которых исследователи оперируют характеристиками, завышенным в 5-10 раз. Поэтому мы постарались собрать наиболее достоверную информацию и сделать прогноз относительно развития электрических технологий (электрогенераторов, электродвигателей, аккумуляторных батарей, водородных топливных элементов и систем хранения водорода) на 15 лет», – заявил Антон Варюхин.
Кроме того, он рассказал о льющихся проектах Института. В частности, о проекте «Крио» – создание демонстрационной гибридной силовой установки с электродвигателем на основе высокотемпературной сверхпроводимости.
Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин подчеркнул важность этой разработки: «Электрический двигатель будет основан на эффекте высокотемпературной сверхпроводимости. В основе – специальный проводник, охлаждаемый жидким азотом, который при температуре минус 196 градусов обладает эффектом нулевого сопротивления. В итоге достигается высокий коэффициент полезного действия и существенно уменьшаются массо-габаритные характеристики двигателя».
Перспективность использования сверхпроводников отмечалась на форуме многими, но почти никто из его участников не имеет реальных трудов в данном направлении. В этой связи докладчику после выступления было задано множество вопросов, и практически все они касались прорывного проекта ЦИАМ.
Итого в симпозиуме приняли участие более 200 организаций. Было представлено более 40 докладов от ведущих мировых разработчиков и научных середин, среди которых – General Electric, Rolls-Royce, Airbus, NASA, Safran, Siemens, EASA, Honeywell.
Ключевой темой обсуждения, вызвавшей максимальный интерес у представителей мирового научного сообщества, стала тема исследования электрификации самолета. Работы в этом направлении позволяют преодолеть подневольность от природных ресурсов, снизить расход топлива и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
Участие в одном из главных событий года в районы авиационных электрических и гибридных силовых установок и летательных аппаратов позволило ученым ЦИАМ в процессе обмена мнениями найти разумное семя и объективно взглянуть на планы своих исследований. Поскольку тема новая, очень важно выбрать правильный путь.