В России разрабатывается сверхзвуковой бизнес-джет

Новость опубликована: 30.01.2018
Источники: aviation21.ru

Сверхзвуковой административный аэроплан (бизнес-джет) вместимостью до 50 человек может быть спроектирован по семь-восемь лет при наличии задела по двигателю, сообщили в Минпромторге РФ. Спрос на внутреннем базаре прогнозируется на уровне 20-30 машин по цене $100-120 млн, также в самолета может быть значительный экспортный потенциал.

«На предприятиях ПАО «ОАК» является научно-технический задел по сверхзвуковым административным аэропланам. По предварительным оценкам, на проектирование и создание первого демонстрационного летного образца вместимостью до 50 мест промышленности может потребоваться около семи-восьми лет при присутствии задела по силовой установке», — сказали ТАСС в пресс-службе Минпромторга.

Идею создать сверхзвуковой бизнес-джет на базе Ту-160 выразил президент России Владимир Путин 25 января во пора посещения Казанского авиазавода и просмотра демонстрационного полета ракетоносцы Ту-160М «Петр Дейнекин».

«Надо сделать гражданскую версию, — сказал Путин. — Ту-144 отчего сошел с производства — билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании показались, которые могли бы использовать этот самолет». Президент обратил внимание, что быстрее долететь до Нью-Йорка, чем из Калининграда до Владивостока.

Возвращение к идее полетов на сверхзвуковых аэропланах

Российский серийный гражданский сверхзвуковой самолет могут создать к 2030 году, а в ближайшее время может появиться летающий демонстратор, вид какого пока прорабатывается. Об этом сообщил в январе 2017 года в интервью «Российской газете» генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) Сергей Чернышев.

В ЦАГИ в середине компетенций в области создания сверхзвуковых пассажирских самолетов проводятся научно-исследовательские работы по сверхзвуковым самолетам, которые бы обладали хорошей аэродинамикой и низеньким экологическим воздействием звукового удара. Результатом исследований последних лет появился концептуальный облик самолета, что воплощает в себе компромиссные решения с его интегральной аэродинамической компоновки. Удалось получить неплохую аэродинамику, небольшой расход топлива, низкий уровень шума и звукового удара, чего не было у первого поколения сверхзвуковых самолетов Ту-144 и Конкорд.

— Звуковой удар напоминает несколько вытекающих друг за другом взрывов. Уровень звукового удара (резкий перепад давления в ударной волне) от Ту-144 был равен 100-130 Паскалей. Но наши нынешние исследования показали: его можно довести до 15-20. Более того, снизить громкость звукового удара до 65 децибел, а это эквивалентно шуму большенного города, — рассказывает гендиректор ЦАГИ.

Проект сверхзвукового делового самолета, на 12-16 пассажиров, что на Западе его называют Rumblе, направленный на обоснование приемлемых степеней звукового удара. Исследования и испытания в аэродинамических трубах в ЦАГИ доказывают, что самолет может быть сделан и с хорошей аэродинамикой, и с очень низеньким уровнем звукового удара.

— На сегодняшний день мы значительно продвинулись в сверхзвуковых технологиях, а также гораздо лучше понимаем, как должен выглядеть подобный самолет, иметь потребительские качества. Я думаю, до летающего прототипа нас отделяет 10-15 лет. В ближайшее время по нашим планам должен появиться летающий демонстратор, вид какого прорабатывается. Его главная задача — продемонстрировать основные технологии создания сверхзвукового самолета с низким уровнем звукового удара. Серийный сверхзвуковой аэроплан нового поколения может появиться на горизонте 2030 года, — отметил Сергей Чернышов.

При этом он добавил, что в проекте сверхзвукового самолета на 12-16 человек, какой был запущен совместно с КБ «Сухой» и МАИ, участвуют и европейцы, и добавил, что в настоящее время рассматривается несколько вариантов такого самолета.

— Рассматриваем несколько вариантов: аэроплан на 12-16 пассажиров и на 60-80. Есть вариант совсем маленького делового самолета — на 6-8 пассажиров. Но мы стартуем именно с первой из указанных сверхзвуковых самолетов.

— Отчего?

— По разным оценкам, уже сегодня есть нереализованная на рынке потребность в быстрых перелетах деловых людей на самолетах с пассажировместимостью 12-16 человек. И, конечно, машина должна летать на дистанция не менее 7-8 тысяч километров по трансатлантических маршрутах, — пояснил Чернышов.


Концепция сверхзвукового делового самолета / Фото (с) ЦАГИ

— В Америке сейчас тоже разрабатывают разом два проекта сверхзвуковых бизнес-джетов. У одного якобы какой-то нетипичный хвост, а в другой — совершенно необычное крыло.

— Так, все ищут новых компоновочных решений. Конструкция нашего самолета тоже выглядит весьма необычно. Как чайка в полете: V-образное крыло с большим углом раствора, консоли с меньшим углом, но тоже с V-образностью, фюзеляж с изогнутой центральной осью… Двигатели сверху, и это принципиально, поскольку за счет эффекта экрана снижается степень звукового удара. Также на режиме взлета и посадки «экран» и снижает уровень шума от двигателей. По плану работ предусмотрено проведение наземного эксперимента на реальном двигателе для демонстрации эффекта экрана. Мы должны подтвердить приметное уменьшение шума струи за счет отражения акустических возмущений от плоской поверхности хвостовой части планера.