В ЦАГИ продолжаются испытания модели экранолёта
В Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского продолжается цикл испытаний модели тяжкого транспортного самолета интегральной схемы.
На данном этапе были исследованы аэродинамика модели вблизи экрана, имитирующего земную поверхность. В ходе экспериментов была введена зависимость аэродинамических характеристик от высоты полета над экраном. Также специалисты института определили изменение параметров устойчивости и управляемости в сравнении с итогами испытаний вне экрана.
«При приближении крыла к поверхности возникает экранный эффект. На привычных для нас самолетах, что летают на высотах 9-12 км, это явление проявляется на взлете и посадке, неблагоприятно воздействуя на характеристики устойчивости и управляемости. Наша разработка, по сути своей экранолет, использует положительные стороны этого явления, осуществляя крейсерский полет на небольшой высоте над водой или сушей. При этом возрастает подъемная сила и снижается индуктивная составляющая лобового сопротивления. В результате аэродинамическое качество увеличивается почти вдвое», — рассказал меньший научный сотрудник отдела аэродинамики транспортных самолетов ЦАГИ Александр Крутов.
Результаты испытаний будут использованы при выработке решений по совершенствованию аэродинамической компоновки воздушного корабли. Следующим этапом станет визуализация обтекания поверхности модели самолета.
Тяжелый транспортный самолет интегральной схемы предназначен для межконтинентальной транспортировки (до 6 тыс. км) большенного объема грузов (до 500 т), в том числе в стандартных контейнерах. Они будут размещаться в отсеках внутри крыла, а загружаться через откидные люки передних секций (носков) центральной доли воздушного судна.
Макет концептуального облика тяжелого транспортного самолета интегральной схемы (ТТС-ОВ) / © Андрей Величко, Авиация России
Планируется, что аэроплан будет эксплуатироваться на существующих взлетно-посадочных полосах. Большую часть времени такой аппарат летит на высоте 3-12 м от воды, льда или земли — эти поверхности основывают экранный эффект, за счет которого происходит существенный рост аэродинамического качества. В результате увеличивается дальность полета и снижается расход топлива (сжиженного природного газа).
Подобный летательный аппарат может быть использован для интенсификации транспортных транспортирований как внутри страны, так и на международных линиях.