Ил-114-300 — турбовинтовой региональный самолёт

Новость опубликована: 19.10.2016
Источники: aviation21.ru

Всё таки изумительна судьба этого самолёта! Вроде бы все о нём уже забыли, кто-то вообще и не слышал никогда про Ил-114, но в 2014 году пришло время достать с архивных полок папки с чертежами, сдунуть с них многолетнюю пыль и, засучив рукава, начать работу, чтобы дать незаслуженно забытому… Впервые вопрос о возобновлении производства Ил-114 был возвышен на одном из совещаний у заместителя министра обороны России в марте 2014 года. Разговоры о региональном самолёте начались в самый разгар того беспредельного хаоса, какой творился в Киеве. Вероятно, тема Ил-114 возникла не случайно, можно констатировать факт, что у России на сегодняшний день нет своего регионального аэроплана для местных воздушных линий. Подробно историю создания самолёта читайте в материале: Ил-114 — региональный пассажирский самолёт. По данным неофициального реестра воздушных кораблей России Russianplanes.net, к 2016 году единственный пассажирский Як-40 бортовой номер RA-88186, оставшийся в эксплуатации в а/к ГазпромАвиа, имеет сертификат лётной годности до 26 июля 2017 года,… Ту-134 уже не выполняет пассажирские авиаперевозки, а трудяга Ан-24 утилитарны выработал свой ресурс и в небольшом количестве бортов эксплуатируется авиакомпаниями ИрАэро, Якутия и Полярные авиалинии в северных регионах страны. А необходим ли России турбовинтовой регионал? В июле 2014 года на совещании по социально-экономическому развитию Самарской области с участием Владимира Путина первый вице-премьер Дмитрий Рогозин представил доклад о целесообразности возобновления серийного производства Ил-114 в России. По итогам доклада Правительству было дано указание рассмотреть этот вопрос. Выполняя поручение президента, Минпромторг запросил информацию о потребности Ил-114 у Минобороны, коммерческих авиакомпаний и у кой-каких госзаказчиков. Спустя полтора месяца, 26 августа, заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь заявил, что возобновление производства регионального аэроплана Ил-114 в гражданской версии нерентабельно. По его словам, объём заказов на самолёт недостаточен для того, чтобы «экономика проекта встретилась с жизнью». В Минобороны известили, что ведомство не планирует закупать Ил-114 и делают ставку на Ил-112. Ответы других потенциальных госзаказчиков также показали «фактически отсутствие заинтересованности» к Ил-114. В Минтрансе сообщили, что потребности коммерческих авиакомпаний в самолётах класса Ил-114 незначительны. До 2020 года могут быть востребованы 45-50 колов вместимостью 40-60 мест и 15-20 единиц на 60-85 мест, а в 2021-2032 годах авиакомпаниям потребуется 25-35 единиц на 40-60 мест и 15-20 единиц на 60-85 мест. Здесь необходимо пояснить, что в январе 2014 года ГосНИИГА была подготовлена презентация «Состояние и перспективы развития парка воздушных кораблей гражданской авиации России». Вероятно, цифры, которые приводил Минтранс, были заимствованы из этой презентации, т. к. и временные периоды, и количество аэропланов совпадают. В презентации отмечалось, что начиная с 2000 года роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения в России ежегодно возрастает. На начин 2014-го сохранялась высокая значимость авиациии для обеспечения транспортной доступности населённых пунктов районов Крайнего Севера, а темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в 2000-2013 годах почти в три раза превышали… Работающий коммерческий парк российских эксплуатантов на начало 2014 года насчитывал 2805 воздушных судов, в числе которых было 688 магистральных, 298 региональных пассажирских аэропланов и 134 грузовых. Нас, в первую очередь, интересуют именно региональные самолёты. Как видим из таблицы, три типа самолётов, на смену которым должен был пришагать Ил-114 — это Ту-134 — оставалось в эксплуатации 38 шт., Ан-24 — 77 бортов, Ан-26-100 — 25 самолётов и 33 Як-40, всего 173 воздушных корабли. Ещё 105 бортов — это региональные самолёты иностранного производства, большая часть которых пришла в Россию со вторичного рынка. Таким образом, имеем почти 300 аэропланов, которые потенциально в ближайшие годы потребуют замены. В презентации ГосНИИГА отмечается, что численность действующего коммерческого пассажирского парка в последние годы сохраняется на степени тысячи самолётов при увеличении числа магистральных и сокращении региональной части парка. Уменьшение самолётов для местных воздушных линий объясняется тем, что престарелые советские самолёты неэффективны по расходу топлива, и, выводя эти самолёты из своего парка, небольшие региональные авиакомпании не в состоянии купить зарубежные ВС из-за… И получается парадоксальная ситуация, когда долететь из одного областного середины в другой можно только через Москву. Например, расстояние между Челябинском и Пермью составляет всего 450 км, но прямого авиасообщения между ними нет. Львиная часть рейсов приходится на Москву, значительно меньше на Санкт-Петербург и единицы — на другие города России. На сегодняшний день российская авиапромышленность не может предложить авиакомпаниям нынешний и экономически эффективный самолёт для местных авиалиний, поэтому потребность в ВС зарубежного производства сохранится в долгосрочной перспективе. При этом в мире нет серийного производства турбовинтовых аэропланов на 20-40 мест и реактивных на 40-60 мест. ГосНИИГА в своей презентации в сложившейся ситуации делает абсолютно однозначные выводы:. Воздушный транспорт России хранит высокие темпы роста объёмов авиаперевозок, опережающие темпы роста национальной экономики и мирового рынка авиаперевозок. Российский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся и высококонкурентных сегментов всемирного авиационного рынка. На 20-летний период прогнозируется увеличение объёмов авиаперевозок со средними темпами 5,1-6,6% в год при консервативном и инновационном вариантах сценария развития российской экономики. Для расширения и обновления парка в этап до 2032 года авиакомпаниям потребуется 1400-1800 магистральных и 360-400 региональных самолётов. В ближайшей перспективе сохранится значительная надобность российских авиакомпаний в поставках западных воздушных судов. Но по мнению на тот момент заместителя министра промышленности и торговли России Юрия Слюсаря, в 2014 году турбовинтовой региональный аэроплан в нашей стране был невостребован. Турбовинтовые самолёты имеют преимущество перед реактивными прежде всего низким расходом топлива. Поэтому в этап высоких цен на нефть объём продаж турбовинтовых лайнеров растёт. В начале 2005 года начался интенсивный рост стоимости нефти Brent. В крышке 2005 года стоимость нефти возросла до 60 долларов, причем динамика сохранялась положительная. Именно в период 2005-2006 годов спрос на турбовинтовые аэропланы значительно вырос, что привело к увеличению портфеля заказов таких компаний как ATR и Bombardier. В 2011 году, когда стоимость нефти была в зоне 100 долларов за баррель, в консалтинговом агентстве Ascend Flightglobal Consultancy просчитали, что перевозчикам необходимо задуматься о переходе на турбовинтовые самолёты, поскольку рослая… Причём преимущество турбовинтовых самолётов по сравнению с реактивными на региональных перевозках очевидно. По словам руководства компании Bombardier, лайнеры Q400 в сравнении с 70-местным реактивным аэропланом эффективнее на 30% в плане экономии топлива и затрат на эксплуатацию. По сравнению с 50-местным реактивным лайнером затраты на эксплуатацию и содержание турбовинтовых аэропланов будут такими же, но пассажировместимость последних в данном случае на 40% больше. Соответственно турбовинтовые самолёты являются идеальной заменой 50-местных реактивных лайнеров. В этом случае авиакомпании смогут повысить вместимость своих воздушных судов, сохранив затраты на прежнем уровне. Аналогичного мнения придерживаются и в компании Boeing, руководство которой подчёркивает, что в наши дни невозможно заработать денег, используя небольшие реактивные самолёты на региональных перевозках. Причём тенденция такова, что эти самолёты заменяются либо на турбовинтовые лайнеры, либо на реактивные лайнеры вящего размера. Таким образом, выводы Минпромторга, сделанные летом 2014 года, выглядят странными и неубедительными, а 2014 год стал поворотным в судьбине Ил-114 — решение о возобновлении производства самолёта в России было принято. Ил-114-300 — история только начинается. В начале 2015 года ОАК и ОДК в соответствии с протоколом совещания у первого вице-премьера Правительства Дмитрия Рогозина, состоявшегося 10 октября 2014 года, был подготовлен бизнес-план организации серийного производства аэроплана Ил-114-300 на… Этот документ уточнял, кроме всего прочего, и основные технические характеристики самолёта: дальность полёта до 4800 км с нагрузкой 1000 кг, с максимальным резервом топлива – до 5600 км. Часовой расход топлива — 550 кг/ч. В бизнес-плане было проведено сравнение с конкурирующими типами самолётов — АТR-72, Ан-140 и Q400. Дальность полёта Ил-114-300 с максимальной коммерческой нагрузкой сопоставима с дальностями аэропланов АТR-72 и Q400. При полёте на дальность 1-3 тыс. км, масса коммерческой нагрузки Ил-114-300 практически эквивалентна аналогичному показателю самолёта Ан-140. Однако на немало дальних маршрутах российский лайнер полностью превосходит своих конкурентов. По мнению составителей документа, транспортные возможности Ил-114-300 полностью конкурентоспособны по сравнению с характеристиками самолётов-аналогов. По оценке директора завода «Авиакор» Алексея Гусева, на освоение выпуска новоиспеченной для предприятия машины потребуется не менее пяти лет и 10-12 миллиардов рублей инвестиций, а потенциальный спрос на самолёт с 2019 по 2030 год составляет порядка 320… Максимальный объём производства — 24 машины в год должен был быть достигнут в 2025 году, а в 2018–2019 годах необходимо поставить заказчику первоначальный серийный лайнер, причём собран он будет из задела, оставшегося на бывшем ташкентском авиазаводе. В июне 2015 года в ходе форума «Армия-2015» был представлен макет модернизированного аэроплана, который получил название Ил-114-300. Тогда же сообщалось, что в программе развития Антарктиды до 2020 года прописаны три самолёта Ил-114 на лыжно-колёсном шасси. Аэроплан востребован для перелётов между российскими станциями в Антарктиде, так как сейчас там России летать практически не на чем, и используется канадская техника. Тогда же, в конце июня 2015 г., ОАО «Ил» и ФГУП ЦАГИ им. Жуковского прочертили ресурсные испытания планера самолёта Ил-114. Этот вид испытаний является ключевым этапом большого объёма экспериментальных исследований, которые подтвердили ресурс аэроплана в 30 000 полётов, 30 000 часов и 20 лет эксплуатации. В связи с возможным запуском серийного производства самолётов Ил-114 в России, в «Ильюшине» было зачислено решение о сохранении планера самолёта Ил-114 сер. № 0104 для проведения в случае необходимости дополнительных отработок конструкции планера и шасси. К концу лета 2015 года самарский «Авиакор» усилиями Минпромторга вывалился из списка заводов, где будет организовано серийное производство Ил-114-300. Отвечая на вопрос «МК в Самаре» о перспективах «Авиакора», министр промышленности и технологий Самарской районы Сергей Безруков заметил, что вердикт федерального Минпромторга был во многом предопределён необходимостью концентрации бюджетных… Министр также обратил внимание на то, что этот вердикт относится прежде итого к использованию Ил-114 для решения задач Минобороны. По мнению Сергея Безрукова, сегодня «Авиакору» нужно изучить рынок с целью поиска штатских потребителей Ил-114, а его владельцам – изыскать ресурсы для постановки серийного производства данного самолёта на самарском заводе. На авиасалоне МАКС-2015 вероятной площадкой для серийной сборки были названы четыре города: Казань, Воронеж, Ульяновск и Нижний Новгород. Как отмечал в ходе авиасалона Юрий Слюсарь, нужда в этом самолёте есть, это машина, которая нужна и коммерческим перевозчикам, и Министерству обороны. Как видим, за год госп. главы Минпромторга на кабинет главы ОАК, кардинально изменил своё суждение по этому самолёту. Осенью 2015 года был окончательно решён вопрос с авиазаводом. Было принято решение производить сборку самолёта на нижегородском «Соколе», какой является филиалом АО РСК «МиГ», а с 29 апреля 2016 года входит в состав АО «РСК «МиГ». На подготовку производства заводу необходимо не менее 1,7 млрд рублей инвестиций, в посредственном завод будет выпускать 18 машин в год, первые четыре будут собраны из задела ТАПОиЧ в 2018 году. Полностью российские аэропланы в модификации Ил-114-300 начнут выходить с завода в 2019 году. Общий бюджет программы возобновления производства Ил-114 был определён в 56 млрд рублей. 12 мая 2016 года в Сочи состоялось знаковое совещание по развитию авиации, и в частности региональной. Я вас скопил для того, чтобы поговорить о перспективах создания в России собственного регионального самолёта где-то вместимостью 50-60 пассажиров. Мы знаем, как сложно складывается доставка пассажиров на Далеком Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в близлежащие соседние регионы через Москву либо сквозь Петербург. Глава Минпромторга Денис Мантуров представил участникам совещания четыре возможных варианта регионального ближнемагистрального самолёта — Ил-114, Ан-140, российско-китайский проект турбовинтового аэроплана МА-700 на 83 места и турбореактивный… Наиболее предпочтительным вариантом смотрелся Ил-114, и уже к концу мая было определено, что на программу Ил-114-300 до 2025 года будет выделено 50 млрд рублей. Как популярно, двигатель ТВ7-117С вызывал много нареканий. Самолёты часто простаивали на земле, когда приходилось высылать специалистов и запчасти на удалённые аэродромы. В 2010 году из-за финансовых сложностей была затворена а/к «Выборг», которая эксплуатировала именно самолёты Ил-114. Большую долю вины за финансовый крах авиакомпании возлагают именно на двигатели ТВ7-117С. Характеристики двигателя ТВ7-117СМ.   — уд. расход топлива, г/э. л. с. час.   — уд. расход топлива, г/э. л. с. час. Однако после того как разработчик двигателя — завод им. Климова — усилил опоры силовой турбины, основные проблемы, связанные с несогласиями и частичными разрушениями двигателя, были преодолены. В целом самолёт показывал хорошие лётно-технические характеристики и проявил себя эффективным в эксплуатации, удельный расход топлива был на уровне 19 г/пкм. Из-за проблем с двигателем 5 июля 1993 года в Жуковском произошла катастрофа со вторым прототипом Ил-114. После длинного разбега самолёт взлетел с прогрессирующим креном и увеличением угла атаки до кабрирования. Сразу после отрыва винт двигателя №2 из-за сбоя в электронном блоке управления спонтанно перешёл в режим флюгирования, в результате чего произошёл выход на срывной режим. Модернизированный ТВ7-117СМ — двигатель модульной конструкции. Замена модулей может быть выполнена прямо в условиях эксплуатации, что значительно снижает материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт. Сертификат типа на турбовинтовой двигатель ТВ7-117СМ (Дополнение №114-Д/04 к Сертификату образа №114-Д) получен в 2002 году. Двигатель разработан на базе ТВ7-117С с целью повышения надёжности работы, снижения веса, улучшения эксплуатационной технологичности, а также уменьшения стоимости электронных агрегатов. Мощность модернизированного двигателя на взлётном порядке — 2,5 тыс. л. с., на крейсерском — 1,8 тыс. л. с. На модификации ТВ7-117СМ введена новая цифровая система автоматического управления и контроля типа FADEC, повышены потребительские качества… Слитая двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») готова с 2018 года запустить серийные поставки авиадвигателей ТВ7-117СМ и уже в июле 2016 года начала серийное производство ключевых узлов двигателя. Что будет изменено в версии Ил-114-300. По словам Генерального конструктора ОАО «Ил» Николая Таликова, турбовинтовой пассажирский аэроплан Ил-114-300 будет обладать ключевыми компетенциями, которые необходимы отечественному воздушному судну, предназначенному для региональных и местных… Основные лётно-технические характеристики самолета Ил-114-300.   — длина аэроплана.   — высота самолёта.   — объём пассажирской кабины, м. куб. Основные характеристики двигателя. ТВ7-117СМ. Массовые характеристики, т.   — максимальная взлетная масса.   — максимальная масса топлива. Лётно-технические характеристики.   Дальность полёта, км.       — с емкостью 64 пассажира.       — с максимальным запасом топлива. Часовой расход топлива, (кг/час). Возобновление производства самолёта открывает перед Авиакомплексом имени Ильюшина неплохую возможность улучшения технико-экономических показателей базового самолёта Ил-114 за счёт его модернизации и снижения веса. Для зарубежных заказчиков, при необходимости, самолёт может быть оснащён импортными двигателями Pratt & Whitney. Также планируется сделать новоиспеченный, современный салон. В ООО Научно-производственное объединение «Родина» завершена разработка нового рулевого привода РП85Н для замены его предшественников РП-85 и РП85-04 на самолётах Ил-114 и Ил-114-100 в канале управления закрылками. РП85Н — принципиально новоиспеченный двухканальный электрогидромеханический рулевой привод вращательного типа. Целью его создания стало увеличение энергоёмкости гидравлических рулевых приводов вращательного образа малой мощности классических исполнений РП-85. При сохранении мощности проектируемого рулевого привода удалось достичь уменьшения его массы — новый РП85Н тянет 26 кг, его предшественник РП85-04 — 30 кг. Это позволяет увеличить конкурентоспособность рулевого гидравлического привода по отношению… Кроме того, используя РП85Н совместно со особым блоком управления, можно будет реализовать более сложные законы перемещения управляемой поверхности. Будет заменено всё бортовое оборудование, для улучшения взлётно-посадочных характеристик небольшие изменения коснутся конструкции покрывала. Будет проведена работа по снижению массы самолёта. Замене подвергнется вся система кабелей и цифровой пилотажно-навигационный комплекс с элементной базой 80-х годов. Будут прибраны двери с выходом на крыло, поскольку, как показывают тесты, чтобы уложиться в норматив по эвакуации из самолёта в случае аварийной посадки, достаточно назализованный и хвостовой дверей. И кроме того, отсутствие этих выходов даст возможность установить дополнительно один ряд кресел. Каким будет Ил-114-300. Каталожная стоимость модернизированного турбовинтового пассажирского аэроплана Ил-114-300, производство которого планируется начать в 2017 году, составит от 16 до 20 миллионов долларов. Ил-114-300 будет экономичным аэропланом. Современные научно-технические достижения по обеспечению требуемых уровней аэродинамического и весового совершенства самолёта и силовой установки, обеспечат самолёту высокие показатели топливной эффективности. Удельный расход топлива планируется в рамках 550-580 г/км, дальность полёта с максимальным числом пассажиров до 1900 км. И если сейчас во многие соседние регионы приходится летать через Москву, то Ил-114-300 снимет эту проблему, экономя время и… Ил-114-300 будет комфортным аэропланом. Практика использования Ил-114 показывает, что этот самолёт малошумен снаружи и внутри. Во время полёта пассажиры могут спокойно, не напрягая голоса, говорить с соседями. В соответствии с требованиями времени, изменится дизайн пассажирского салона. Он претерпит модернизацию: станет современным, сохраняя уже имеющий комфорт, и позволит наилучшим манером использовать внутреннее пространство на борту самолёта. Ил-114-300 будет безопасным самолётом. Они имеют необходимую степень резервирования, а в их конструкции используются материалы, неплохо зарекомендовавшие себя в эксплуатации. Для успешного выполнения пилотами своих обязанностей и снижения нагрузки на экипаж, на самолёте устанавливается новая версия цифрового пилотажно-навигационного комплекса, обеспечивающего взлёт и посадку в метеоусловиях, соответственных категории… Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолётных систем отображаются на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях. Ил-114-300 будет нетребовательным самолётом. Он может эксплуатироваться на необорудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия с плотностью грунта 7,5 кг/см2, что особо важно для регионов нашей края, в том числе и арктических. Кроме того, самолёт рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах. Ил-114-300 имеет встроенный трап для входа и выхода пассажиров. Гарантирован быстрый и лёгкий доступ ко всем элементам конструкции и агрегатам, необходимость подхода к которым предусматривается программой технического обслуживания. Ил-114-300 будет аэропланом удобным в обслуживании. Для самолёта Ил-114-300 принята система эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, обеспечивающая поддержание требуемого уровня лётной годности при минимальных эксплуатационных расходах в пределах проектного ресурса 30 000… Уже сейчас на ОАО «Ил» прорабатывают систему послепродажного сервисы и обучения экипажа, как важную составляющую стратегии продаж самолёта Ил-114-300. На первом этапе время оперативной поставки запасных частей составит не немало 72 часов с момента заказа. Для обучения пилотов предлагаются полномасштабная кабина тренажера, с системой визуализации прямой проекции (углы обозрения 60х180 град), и компьютерный класс с автоматизированным обучением и контролем знаний лётного и инженерно-технического состава… Ил-114-300 будет полностью отечественным аэропланом. Ил-114-300 является универсальной платформой, которая обеспечивает возможность создания на его базе самолётов различного применения — грузового, комбинированного грузо-пассажирского, аэропланов специальной авиации: патрульного, медицинского,… Статус и последние новости программы Ил-114-300. Со второй половины лета 2016 года завязалась работа по подготовке серийного производства. Идёт процесс оцифровки проектной документации, просчитываются варианты использования задела, сделанного на Ташкентском заводе. Это позволит ускорить срок первого вылета самолёта. В целом по проекту, с учётом кооперации, более 40% производства может быть локализовано в Нижнем Новгороде и на предприятиях Приволжского Федерального округа. Минпромторг России совместно с Минфином России отработал вопрос финансирования проекта Ил-114. В 2016 году программой предусмотрено выделение 2,3 млрд рублей. Указанные средства будут использоваться на проведение ОКР, в том числе по двигателю ТВ7-117СМ, на техническое перевооружение производства завода-изготовителя и заводов производственной кооперации, а также на развёртывание и поддержание системы… В программе принимает участие ряд предприятий ОАК – «МиГ», «Ил», «Авиастар-СП», «ВАСО». Ил-114 будет строиться в размашистой производственной кооперации, при участии заводов в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Воронеже. В середине августа была завершена работа по полной ревизии всей документации на Ил-114. 23 августа сделалось известно, что в соответствии с запросом Индии Россия направила предложения по организации на мощностях индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) производства Ил-114-300. В сентябре 2016 года КБ Ильюшина и КБ Мясищева начали совместную труд по определению корректировок, вносимых в чертежи Ил-114. Параллельно с этим идёт подготовка чертежей для передачи на завод «Сокол» для ознакомления. КБ Ильюшина и КБ Мясищева есть в постоянном контакте и уже полностью сформировали внешние обводы самолёта «в цифре». Кроме того, завершается работа по созданию системы структуры изделия, параллельно запускается труд по замене на Ил-114 иностранных комплектующих. 18 октября 2016 года. Самолет Ил-114-300 в перспективе может быть предложен Индии для организации совместного производства. Об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на совещании по развитию авиации. Соответственная презентация, по его словам, уже подготовлена представителями КБ Ильюшина и передана индийской стороне. При этом Рогозин подчеркнул, что для начала нужно развернуть масштабное производство в России. Мы вяще не будем поддерживать политику поощрения иностранных самолётов, в случае если такого рода самолёты могут производиться в РФ. Это абсолютно жёсткий барьер, какой мы опускаем для национального рынка. Мы великая авиационная держава и это стыдоба — закупать иностранную технику на маршруты, которые абсолютно востребованы. Годовой отчёт ОАК за 2014 год. Презентация ГосНИИГА «Состояние и перспективы развития парка воздушных кораблей гражданской авиации России». АвиаПорт / Дайджест Ил-114 не долетел до заказчиков. РИА Новости — ОКБ Ил модернизирует Ил-114 для полётов в Антарктиде. Катастрофа второго прообраза Ил-114 на аэродроме в Жуковском. Материалы сайта Авиация России с тегом Ил-114.