Боинг предупреждает о крутом неуправляемом пикировании B737 MAX
Блумберг сообщает о подготовке в корпорации Боинг предупреждение о возможности аэропланов B737 MAX срыва в крутое пике. Документ станет результатом расследования падения у побережья Индонезии самолета авиакомпании Lion Air, в результате какой погибло 189 человек.
Бюллетень содержит предупреждение эксплуатантам B737 MAX о том, что ложные данные системы мониторинга полета могут привести к острому пикированию самолета. Предупреждение основано на предварительных выводах, полученных по результатам расследования аварии лайнера Lion Air. В некоторых случаях, когда ВС управляется пилотом, а не автопилотом, самолеты B737 MAX автоматически будут пытаться опустить нос, если бортовой компьютер посчитает, что возможна аэродинамическая потеря скорости.
Одним из способов, каким самолет определяет неизбежность потери скорости, является измерение угла атаки — расчет угла набегающего потока воздуха к плоскости покрывала.
B737 Max 8 авиакомпании Lion Air упал в Яванское море 29 октября через 13 минут после взлета. Самолет резко спустил нос, начал пикировать и достиг скорости свыше 965 км/час в момент удара о водную поверхность. Пилоты запросили возврат в аэропорт Джакарты, но продолжили полет по маршруту. Сообразно сообщению Национального комитета безопасности транспорта Индонезии, летчики самолета имели ошибочные показатели воздушной скорости.
В заявлении от 5 ноября индонезийские авиационные воли призвали Боинг предпринять необходимые шаги для предотвращения подобных инцидентов с лайнерами Boeing 737 Max, которых в эксплуатации по всему миру насчитывается возле 200 самолетов.
Предупреждение является первым конкретным действием, которое следует из предварительных результатов расследования аварии. Боинг имеет существующую процедуру, что позволяет пилотам продолжать полет в случае, если свидетельства угла атаки станут ошибочными.
Величина угла атаки передается в бортовой компьютер, который в некоторых случаях попытается опустить нос самолета, передав соответственные управляющие сигналы рулям высоты. Если при этом пилоты не проявят осторожность, их действия могут привести к ситуации, когда вернуть руль вышины в безопасное положение и выровнять самолет становится невозможным.
Аналогичный случай произошел в марте 2016 года в аэропорту Ростова-на-Дону в России, когда аэроплан B737-800 авиакомпании FlyDubai при выходе на второй круг врезался во взлетно-посадочную полосу под крутым углом. В этом случае система «угол штурмы» не задействована. В процессе повторного захода на посадку, которая проходила в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 м (за 4 км до ВПП) приняла решение о «уход на другой круг» и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим. На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, в итоге чего самолет перешел в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновение самолета с землей. Схватка произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 град.
На фото Boeing 737-800 VP-BPK авиакомпании «Победа» / (с) Андрей Величко, Авиация России