В Минобороны отказались от летающих танкеров Ил-96-400ТЗ

Новость опубликована: 06.05.2018

Минобороны России отказалось от создания топливозаправщика Ил-96-400ТЗ, контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) на поставку двух бортов расторгнут. Об этом сообщает газета «Известия».

В 2015 году Министерство обороны Российской Федерации заключило контракт с ОАК на постройку двух самолетов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Эта машина создавалась на базе грузовой модификации Ил-96-400Т для дозаправки истребителей и ракетоносцев далекой авиации на расстоянии до 3,5 тыс. км. Самолет может брать на борт более 65 тонн топлива.

По информации «Известий» итоговая цена аэроплан, с учетом цикла ОКР, летных испытаний и стоимости продления ресурса, получилась значительно выше первоначально обсуждаемой. При этом потраченные средства не разрешили задачу выхода на серийное производство таких самолетов, а кроме того, сейчас проходят летные испытания топливозаправщика Ил-78М-90А, который должен сделаться основным в российских ВКС.

Авиационный комплекс им. Ильюшина предложил провести конвертацию двух грузовых широкофюзеляжных самолетов Ил-96-400Т в топливозаправщики Ил-96-400ТЗ в ускоренном режиме — за полтора-два года без целого цикла ОКР. Однако в Минобороны не согласились с этим предложением. Военные настаивали на доработку бортов, включая установку систем радиоэлектронной борьбы, обеспечение возможности экстренного покидания экипажем самолета, а также на исполнение иных специфических требований. Но это потребовало бы четырех-пяти лет работы конструкторов , а за это время Ил-96-400Т полностью выработают остаток летного ресурса.

В ходе работ по созданию Ил-96–400ТЗ АК «Ильюшин» прочертила летные испытания, подтвердившие возможность создания топливозаправщика на базе транспортного самолета. «Те полеты, которые мы провели в паре с истребителями, показали, что Ил-96–400ТЗ соединим с маленькими самолетами, а совместимость с большими самолетами мы уже будем оценивать по проведению госиспытаний,— рассказывал в 2016 году генеральный конструктор «Ила» Николай Таликов.— Мы, со своей сторонки, уверены в том, что Ил-96–400Т можно сделать топливозаправщик для военной авиации».

Самолет Ил-96–400Т— грузовая модификация Ил-96–300, разработанная с учетом пожеланий авиакомпаний и отвечает всем современным отечественным и мировым требованиям. На нем установлено отечественное оборудование, включая четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1. Максимальная коммерческая нагрузка Ил-96–400Т составляет 92 т.

Вначале военные хотели иметь самолет на 65 тонн топлива при дальности полета до 3,5 тыс. км. Позднее проект был скорректирован не просто в топливозаправщик, а конвертируемый вариант: для транспортирования грузов, и людей, и для заправки самолетов. В связи с новыми пожеланиями заказчика прошла корректировки техзадания и была выполнена перекомпоновка самолета.

На нательнее палубе размещаются баки с топливом для дозаправки, наверху за кабиной экипажа — кресла для пассажиров, далее — место для контейнеров. Самолет должен базироваться на военных аэродромах, где нет погрузчиков для типовых контейнеров. Поэтому прорабатывался вопрос о способах погрузки грузов, а заказчику было рекомендовано приобрести грузовые контейнеры, используемые в гражданских аэропланах.

Владельцем двух Ил-96-400Т является лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.». Сейчас она начала искать новых покупателей на эти машины, и уже в ближайшее пора должны состояться переговоры с одним из потенциальных иностранных заказчиков.