Новости авиатуризма

Ещё четыре штурмовика Су-25 будут модернизированы до версии Су-25СМ3

Министерство обороны РФ коротает тендер на ремонт с модернизацией самолетов типа Су-25 в вариант Су-25СМ3. Максимальная цена контракта составляет 1,6 миллиарда рублей, это следует из материалов на портале госзакупок.

До 10 ноября 2019 года оборонное ведомство России рассчитывает получить четыре модернизированных штурмовика.

В 2017 году Минобороны уже заключило с АО «121 авиационный ремонтный завод» аналогичный контракт. До крышки текущего года работы по модернизации четырех штурмовиков завершатся.

Су-25СМ3 — это глубокая модификация штурмовика Су-25СМ. Новая версия самолета оснащается системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования последней точки на карте с точностью до 10 м. В кабине пилота установлен цифровой дисплей для отображения наземной и воздушной обстановки.

Центральное место в комплекте усовершенствований занимает система радиоэлектронной борьбы «Витебск-25», разработанная Самарским научно-исследовательским институтом «Экран».

«Витебск-25» включает в себя систему раннего оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощный установщик помех. Комплекс радиоэлектронного противодействия заключается из станции предупреждения об облучении и установки для ослепления ракет с инфракрасным наведением. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 как от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger, так и от зенитно-ракетных комплексов Patriot.

С 2015 года ВКС России уже получили возле полутора десятков штурмовиков Су-25СМ3. По данным из открытых источников, первые строевые машины находятся на вооружении 960-го и 368-го штурмовых авиаполков. А военное крещение Су-25СМ3 прошли в Сирии летом 2017 года.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал, что на модернизированных штурмовиках сохранено интегрированное в планер бронирование, неоднократно спасала пилотов даже в безвыходных ситуациях. Но внутри это совсем другие машины.

«Главное новшество — то, что Су-25СМ3 получили современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 [система оптическая лазерная тепловизионная — прим. Авиация России], благодаря какому научились выявлять и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Более ранние варианты штурмовиков ночам утилитарны не воевали», — говорит эксперт.

Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних 20-30 лет, в большинстве случаев «грачи» поражали наземные цели свободнопадающими авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами, немного изменились со времен Великой Отечественной войны. Су-25СМ3 атакует противника широкой номенклатурой современного высокоточного оружия. Известно, что обновленный штурмовик умеет использовать противорадиолокационные ракеты для вывода из построения ПВО противника, корректируемые авиабомбы и многое другое.

В то же время на обновленной версии самолета неуправляемое вооружение стало намного точнее своих предтеч благодаря прицельной подсистемы СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 «Гефест». Новоиспеченный прицельный комплекс учитывает множество факторов — скорость штурмовика, географические координаты, высоту полета, расстояние до цели, погодные условия, видимость и самостоятельно вычисляет, где и когда пилоту нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать престарелые боеприпасы с эффективностью, сравнимой с более дорогими современными корректируемыми авиабомбами.

Модернизированный штурмовик получил на вооружение также и бомбы типа РБК-500 СПБЭ-Д, какие применялись в Сирии фронтовыми бомбардировщиками Су-24.

РБК-500 СПБЭ-Д — это стандартные 500-килограммовые кассетные бомбы с шестью дополнительными суббоеприпасами. Любой дополнительный боевой элемент представляет собой кассетную противотанковую бомбу с инфракрасным наведением и образуется в результате взрыва ударным ядром, способным проколотить катаную гомогенную броню толщиной в 150-160 миллиметров — этого достаточно, чтобы поразить танк с верхней полусферы.

Кроме системы ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия аэроплан оснащен инерциальной навигационной системой, которая помогает летчику выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Кроме того, Су-25СМ3 получил нынешние цифровые средства связи, которые работают по защищенным каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями.

«Значительно отметить, что самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и разведывательно-ударные очертания межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между «небом» и «землей» и в несколько раз сокращает пора от момента обнаружения целей до их уничтожения».

Усложнившись технологически, Су-25СМ3 сохранил свою защищенность и надежность. Кабина пилота покрыта титановыми бронеплитами толщиной от десяти до 24 миллиметров. Пилоту не опасный обстрел из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически значительные системы штурмовика дублируются и тоже обшиты титаном. При повреждении основной немедленно включается запасная.

Боевое крещение Су-25 произошло в Афганистане. Небольшая скорость полета позволяла ему наносить точные удары в сложных условиях горной местности. За десять лет войны было сбито 23 штурмовика. При этом не зафиксировано ни одного случая утраты самолета из-за взрыва топливных баков или гибели пилота. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений. Бывало, штурмовики возвращались на базу после выполнения военного задания с более чем сотней пробоин в фюзеляже.

Кнопка «Наверх»