Женщина-пилот рассказала о стереотипах в «мужской среде»

Новость опубликована: 23.03.2017
Источники: aviation21.ru

С 17 лет она ведала, что хочет летать, а сегодня руководит лайнерами «Аэрофлота» с места командира. Мария подробно рассказала о реакции пассажиров на женский голос из кабины пилота и летной конфигурации. Я не мечтала в детстве стать пилотом. После школы я поступила в архитектурный институт, а параллельно занималась в аэроклубе. Сегодня большинство аэроклубов коммерческие, но в моей молодости можно было обучаться бесплатно, это называлось Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Первый раз я полетела в 17 лет на маленьком пилотажном самолете. Хобби сквозь некоторое время переросло в желание стать профессиональным пилотом. В какой-то момент я поставила их перед фактом: поступила в Академию гражданской авиации. Чтобы сделаться пилотом, нужно налетать определенное количество часов, оплачивать занятия на самолете приходится самостоятельно. Работа архитектора позволяла учиться на небольшом шестиместном Як-18Т. Налетав на нем возле 100 часов, в 24 года я поступила в Академию гражданской авиации. В первый раз я пришла на собеседование в «Аэрофлот», когда могла летать еще лишь на спортивном самолете. Конечно, тогда на меня посмотрели со снисхождением, но им понравилось мое искреннее желание работать именно здесь. Мне поставили ряд условий, в том числе налетать на ЯК-40 определенное число часов. После этого пришла снова и на этот раз навсегда. Меня взяли вторым пилотом на Ту-154. Практики государственных аэроклубов вяще нет, и, поскольку обучение стоит немалых денег, среди пилотов, появилась прослойка людей из бизнеса. Кто-то из них в свое время даже заканчивал училище, но трудиться по специальности не смог: в начале 90-х был кризис, резко сократилось количество перевозок и работы для пилотов не было, штат не расширяли, ребят после училища не хватали. Объемы перевозок увеличились, количество авиакомпаний увеличилось, возник серьезный дефицит. Те ребята, которые мечтали летать, но вынужденно стали заниматься бизнесом, вернулись в авиацию. Они вложили доля заработанных денег, полетали с инструкторами и стали профессионалами. Среди моих коллег есть достаточно богатые люди, которые могли бы и дальней заниматься бизнесом, но им хочется летать и они готовы отказаться от жизни, которая была у них раньше. (Условия работы пилота указаны на сайте «Аэрофлота» в объявлении о комплекте пилотов).пПочему профессия пилота считается мужской? Во время Второй мировой войны не только мужчины поднимались в воздух. Что же касается труды в гражданской авиации c послевоенного времени и до наших дней, я думаю, одной из причин было создание лайнеров с системой управления, которая предполагает физиологические усилия. Но всегда были женщины-исключения, которые летали и на Ан-2 на севере, и на сложных Ту-134, Ан-24, Як-40. Стереотип «мужской среды» держался будет долго, он заметен и сейчас. Я училась в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации. На своем курсе я была единственной девушкой, но каждое авиационное учебное заведение хранит свои предания про женщин-пилотов. Отношение к себе я чувствовала уважительное, меня принимали на равных. Который сегодня в России процент женщин-пилотов? Я могу предположить, что в структуре штатской авиации России сегодня работает около 50 женщин. В то время как в крупных европейских и американских авиакомпаниях соотношение женщин составляет образцово 20-30% от общего числа пилотов. Сталкивались ли вы с недоверием со стороны мужчин-пилотов, стюардов, техников? Секунды сомнения в глазах коллег меняются нашим конструктивным сотрудничеством после того, как они осознают, что я компетентна, подготовлена и на своем пункте. Одинаковая ли нагрузка у женщин-пилотов с мужчинами-летчиками? Работа линейного пилота сложна не только и не столько работой на критических этапах полета, таких как взлет и посадка, но также и своим интенсивным и нередко сменным графиком. Смена дневной и ночной активности вредная и плохо переносится как мужчинами, так и женщинами. Лично мой график от «мужского» не отличается. Как к вашему решению сделаться пилотом отнеслись родственники? На мое счастье, они не стали запрещать и препятствовать осуществлению мечты, и на этапе обучения помогали морально и финансово. Есть ли какие-то нормы, во что должна быть одета женщина-пилот? Конфигурация, как и вообще внешний вид, это часть нашей работы и уверенности в себе. Важно выглядеть сдержанно, так, чтобы комфортно было работать, ну и, конечно, прекрасно, мы же женщины. По международным стандартам комплект состоит из брюк и кителя, обязательно ношение галстука, головной убор в виде фуражки всегда при себе. «Аэрофлот» заказывает персональную конфигурацию для всех женщин-пилотов, мы можем обсуждать и вносить свои коррективы вместе с мастерами. Были какие-то случаи лично на ваших рейсах или на рейсах иных девушек-пилотов, когда пассажиры как-то особенно реагировали на сообщение о том, что им предстоит лететь с женщиной за штурвалом? Часть пассажиров пытаются поблагодарить и сформулировать свое впечатление от рейса. Лично меня потряс случай, когда одна женщина, выходя из самолета после прибытия рейса, попросила написать на бумаге слова поддержки и ободрения для дочери и подмахнуть мою фамилию и должность. Приятнее миссии я не знаю, если я и мои слова помогли человеку поверить в себя и преодолеть препятствия.