Зачем «Аэрофлоту» столько Суперджетов?

Новость опубликована: 24.09.2018
Источники: aviation21.ru

10 сентября 2018 года авиакомпания» Аэрофлот» и «Штатские самолеты Сухого» договорились о поставках до 2026 года еще 100 региональных самолетов Суперджет 100. С учетом того, что флагман российского базара авиаперевозок уже имеет в своем парке 49 Суперджетов и ожидает поставку 50 среднемагистральных лайнеров МС-21-300, возникает вопрос: «Что будет делать Аэрофлот с таким числом самолетов?»

«Аэрофлот» — акционерное общество, крупнейшим владельцем акций которого является Российская Федерация в лице Росимущества. В собственности Федерального ведомства есть 51,2% от общего количества выпущенных совместных акций авиакомпании. Поэтому «Аэрофлот» всегда выступал как первопроходец по освоению новой техники. Так было при СССР, так кушать и сейчас. Кроме бизнес-проекта у флагмана есть еще и социальная, государственная нагрузки — выявления «детских болезней» у новых российских самолетов и помощь разработчикам и производства в их устранении.

Потому «Аэрофлот», наряду с «Ираэро», первым получит МС-21 и будет постепенно заменять ими выводятся из состава флота Боинги 737 и Эйрбас А320/А321. Также было и с Суперджетом, когда основная нагрузка по доводке этого самолета в процессе эксплуатации улеглась на «Аэрофлот». Исходя из этого, поставка в течение нескольких лет 50 новых самолетов вполне понятна и оправдана.

Но вот 150 региональных самолетов даже для такого крупного перевозчика — это немало. Учитывая, что вся маршрутная сеть авиакомпании строится только через аэропорт Шереметьево, и между региональными центрами «Аэрофлот» не летает, такое число небольших самолетов требует объяснения. Тем более, объяснения потребуют акционеры, несогласные с новым заключенным соглашением, и «Аэрофлоту» придется выкупить у них акции, как это было недавно с миноритариями, несогласными по лизингу 50 аэропланов МС-21.

И объяснение этому есть.

28 августа на очередном заседании Совета директоров «Аэрофлота» переизбрал Виталия Савельева генеральным директором авиакомпании на новоиспеченный пятилетний срок. Также была утверждена новая стратегия развития группы, в которую входят «Аэрофлот», «Россия», «Победа» и «Аврора».

Виталий Савельев должен сосредоточить свои усилия на увеличении пассажиропотока и развития региональных хабов, в качестве каких рассматриваются Санкт-Петербург, Сочи, Красноярск и один город на Урале, вероятнее всего, это будет аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. Такое решение Рекомендацией директоров принято в связи с поручением президента Ст. Путина с господдержки авиаперевозок минуя Московский авиаузел.

Как пишет «Коммерсант», сейчас 75% внутреннего пассажиропотока авиакомпаний РФ проходит сквозь Москву. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, пассажиропоток на внутренних линиях за пределами столицы на 66,7% ниже уровня 1990 года — 16,2 млн человек. На региональных чертах через Москву перевозки превышают показатель 1990 года на 22,8% — 46,4 млн человек.

Предварительно в качестве хабов рассматривались варианты Иркутске, Казани и города на Далеком Востоке. Но на Дальнем Востоке летает дочка «Аэрофлота» авиакомпания «Аврора», а из многих региональных центров — две другие дочерние компании — «Россия» и «Победа». Вот как раз для развития хабов и межрегионального авиасообщения и необходимы Суперджеты.

«Победа» не будет брать в свой парк эти самолеты, т. к. бизнес-модель лоукостера требует использования более вместительных однотипных ВС, поэтому ее парк продолжит пополняться новоиспеченными модификациями Боингов 737. А вот «Аврора» и «Россия» пополнятся российскими Суперджетами для сообщения между городами, минуя Москву. Это потдвердил и Виталий Савельев в кулуарах Восточного экономического форума.

«Заказ, какой мы разместили — 150 машин [имеется в виду 50 МС-21 и 100 самолетов SSJ100 — прим. Авиация России], конечно, они «Аэрофлота» в одном пункте не нужны: и «Россия», и «Аврора» реально могут получить в парк эти машины», — сказал Савельев журналистам.

Сегодня российские Суперджеты составляют 14% всех аэропланов у «Аэрофлота» и очевидно, что в ближайшие годы доля отечественных ВС в авиакомпании будет расти.

Андрей Величко специально для сайта «Авиация России»