Власти выделят новые частоты для скоростного интернета в самолетах
Воли России намерены разрешить использование новых частот для спутниковой связи на борту самолетов, морском, железнодорожном и другом транспорте. Это будет выгодно авиакомпаниям, какие смогут увеличить доходы, говорят эксперты
В ближайшее время в России станет возможно использование новых частот для организации спутниковой связи на воздушном, железнодорожном, морском и автотранспорте. Выговор идет о так называемом Ka-диапазоне.
В понедельник, 16 апреля, Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ, основной орган, который распределяет частоты в России) планирует разрешить использовать неопределенному сфере лиц полосы частот 29,5–30 ГГц (в направлении космоса) и 19,7–20,2 ГГц (в направлении Земли) для организации спутниковой связи на транспорте. Об этом говорится в проекте решения ГКРЧ. Снимок документа есть в распоряжении РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка спутниковой связи.
Чтобы обеспечить спутниковую связь на борту самолета или морского корабли, на него необходимо установить специальную абонентскую станцию, которая будет принимать сигнал со спутника. Она сможет раздавать интернет на устройства пассажиров сквозь Wi-Fi. При этом услугу пассажирам оказывает сервис-провайдер, с ним заключает контракт владелец транспортного средства. Провайдер, в свою очередь, покупает емкость у оператора попутчика.
В проекте решения ГКРЧ отмечается, что использовать выделенные частоты можно будет без оформления радиочастотных присвоений (разрешений на выделение конкретных номиналов частот) при соблюдении линии условий. В частности, весь трафик, который будет формироваться абонентскими станциями, находящимися в движении и подключаемыми к геостационарным спутникам, должен протекать через станцию сопряжения российского оператора связи. Кроме того, подобные станции не могут использоваться для построения сетей, предназначенных для обеспечения безопасности человечьей жизни. В самолетах станции смогут раздавать интернет только во время полета и не должны использоваться при взлете, заходе на посадку и самой посадке.
Если абонентская станция будет трудиться через иностранные спутники, российский оператор связи должен предоставить в Роскомнадзор соглашение с владельцем этого аппарата, согласованное с Минкомсвязью, Минобороны и ФСО, в каком оговаривается, что система не «носит разведывательного характера и не может нанести ущерб интересам личности, обществу и Российской Федерации».
Представитель пресс-службы Минкомсвязи (глава ведомства является председателем ГКРЧ) отказался комментировать проект решения комиссии, но подтвердил, что ее очередное заседание состоится 16 апреля.
Сейчас использование абонентских станций, находящихся в движении и трудящихся через геостационарные спутники, разрешено в так называемом Ku-диапазоне (10,7–18,0 ГГц). «Проблема в том, что его пропускная способность ограничена его широким использованием в многочисленных сетях спутниковой связи», пояснил представитель пресс-службы российского оператора попутчиков ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Иными словами, этот диапазон уже перегружен, так что спутниковые операторы активно осваивают новые частоты.
«Ka-диапазон это сравнительно новый для спутниковой связи диапазон (в коммерческих проектах он появился лет десять назад), который позволяет на порядок увеличить пропускную способность попутчика, существенно снизить себестоимость передачи единицы информации и, как следствие, цену услуги для конечного потребителя», пояснил заместитель гендиректора по маркетингу и интернациональному бизнесу российского оператора спутников «Газпром космические системы» Игорь Кот.
По словам руководителя спутникового оператора AltegroSky Сергея Пехтерева, скорость передачи этих в Ka-диапазоне в три-четыре раза выше, чем в Ku-диапазоне: в последнем в направлении к абоненту она составляет 8–10 Мбит/с, а от абонента 1 Мбит/с; в Ka-диапазоне это 20–30 и 3–6 Мбит/с соответственно.
Представители двух игроков в космической области отметили, что в первую очередь решение ГКРЧ предназначено для воздушного транспорта, где спрос на услуги связи может оправдать высокие затраты на организацию соединения. В первую очередность от решения выиграют пассажиры зарубежных авиакомпаний, чьи самолеты пролетают над территорией России транзитом, но и отечественные компании будут внедрять эту услугу, сообщает один из собеседников РБК.
По словам источника, в краткосрочной перспективе от решения выиграют зарубежные операторы спутниковой связи, в частности предоставляющий соответствующую услугу британский Inmarsat’s Global Xpress. Однако российские ГПКС и «Газпром космические системы» также планируют в грядущем развивать Ka-диапазон.
Представитель ГПКС отметил, что сейчас владельцы воздушных судов не считают целесообразным организацию беспроводного интернета на борту. «Стоимость высокая, а зоны охвата спутников Ku-диапазона не обеспечивают непрерывного глобального покрытия, поэтому повсеместное оказание услуг спутниковой связи для аэропланов не представляется возможным», говорит он.
Игорь Кот считает, что после выделения нового диапазона частот российские авиакомпании станут активнее предлагать услугу доступа в интернет для пассажиров. «Организовать такую услугу на борту самолета до кое-какого времени могли позволить себе только крупные перевозчики из-за довольно высокой стоимости передачи данных через спутник. И мастерили они это, как правило, на дальнемагистральных самолетах», отметил он. По словам эксперта, новый диапазон и высокая энергетика сигнала (то есть более высокие скорости передачи этих и более компактное абонентское оборудование) сделают услуги связи и доступа в интернет в движении доступными для широкого круга небольших региональных транспортных компаний.
Недороже станут и сами абонентские станции, говорит представитель ГПКС. «Одной из отличительных особенностей систем спутниковой связи в Ка-диапазоне является сравнительно немало низкая стоимость оборудования и, соответственно, доступность услуг спутникового широкополосного доступа в интернет для массового пользователя», рассказал он.
Из российских перевозчиков доступ в интернет предлагает лишь «Аэрофлот». До недавнего времени на дальнемагистральных судах компания брала от $5 за 10 Мбайт интернет-трафика. В середине 2018 года «Аэрофлот» должен запустить безлимитный доступ в интернет на узкофюзеляжных аэропланах Airbus 320 и 321. Для пассажиров услуга будет стоить 800 руб. на один час и 1 тыс. руб. на весь полет, писали «Ведомости».
Как пояснил РБК источник, ближний к «Аэрофлоту», стоимость организации спутникового интернета на воздушном судне состоит из цены оборудования (установка, сертификация и обслуживание) и оплаты услуг связи провайдера. На организацию интернета на 81 воздушном корабле в ближайшие три с половиной года компания потратит более $50 млн, из которых на установку и сертификацию оборудования придется свыше $45 млн, на оказание услуг связи немало $6 млн.
По оценке генерального директора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, оборудование одного самолета обходится компании в $150–200 тыс. «По крайней мере такую стоимость называли три-четыре года назад, когда авиаперевозчики начинали оборудовать свои суда», отметил он.
По оценке Сергея Пехтерева, стоимость оборудования одного самолета может доходить до $500 тыс.
Эксперт отметил, что в 2017 году к интернету было подключено сквозь спутник 2,9 тыс. пассажирских самолетов, 72 авиакомпании в мире использовали или планировали использовать спутниковый интернет. По оценке Лондонской школы экономики, оказание услуг доступа в интернет в полете может принести авиакомпаниям по всему вселенной дополнительную выручку в размере $0,9 млрд в 2018 году совокупно, а к 2035-му этот показатель возрастет до $30 млрд. Более половины этой суммы придется прямо на услугу доступа в интернет, еще $6,8 млрд авиакомпании смогут заработать на услугах электронной коммерции на борту, $6 млрд на рекламе и $1,4 млрд на торговле премиального контента.
Борис Рыбак уверен, что, если стоимость этой услуги станет ниже, она будет крайне востребована у перевозчиков, так как спрос со сторонки пассажиров есть, пишет РБК.
Поиск билетов на самолет по всем авиакомпаниям: