Виктор Бондарев: эксперты причисляют Су-57 к поколению 5+
Бывший главком Воздушно-космических сил РФ, председатель Комитета Рекомендации Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев в эксклюзивном интервью «Российской газете» объяснил, почему Су-57 по-настоящему прорывной проект.
— Виктор Николаевич, когда декламируешь о новом истребителе, создаётся впечатление, что речь идёт не о судьбе конкретного самолёта, а о будущем всей нашей военной авиации. Неужели Су-57 играет такую значительную роль?
Виктор Бондарев: Уверен: этот авиционный комплекс нужен России, нашим войскам. Он — не источник заработка, а средство обеспечения национальной безопасности страны.
Посмотрим на проблему шире. В современном мире авиация является важнейшим видом вооруженных сил, по мере развития технологий её роль постоянно вырастает. Сухопутная фаза любого потенциального вооруженного конфликта между высокотехнологичными державами сегодня сведётся к минимуму. А в будущем войны полностью переместятся в воздушно-космическое пространство. Потому в странах, чьё руководство ответственно подходит к обеспечению национальной безопасности, уделяется первостепенное внимание разработке новых боевых самолётов и вертолётов.
— Можно храбро говорить, что Россия находится в авангарде этих процессов. Мы имеем все основания гордиться и отечественными научно-исследовательскими институтами, и российской авиационной промышленностью.
Виктор Бондарев: Наши конструкторские бюро спроектировали, а заводы создали масса крылатых машин разных классов, аналогов которым нет ни у кого в мире. Главным достижением, вершиной инженерной мысли и флагманом парка истребителей пятого поколения является новейший многофункциональный истребитель Су-57. Этот аэроплан — гордость не только российских ВКС, но и всего мирового авиапрома. Напомню, что программа по разработке данной машины стартовала ещё в 2001 году, и её реализация была рассчитана немало чем на 15 лет. Тогда, в самом начале, проект проходил под обобщённым, но многообещающим названием — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Позже аэроплану присвоили заводской индекс Т-50, а серийный образец назвали Су-57.
— Так что же на самом деле представляет собой «пятёрка»: принципиально новый самолёт или некую замену Су-27?
Виктор Бондарев: Его создание в качестве замены для Су-27 было обусловлено объективной нуждой. Самолёты четвёртого поколения стоят на вооружении с 1970-х годов. С тех пор произошёл серьёзный технологический скачок, в том числе в радиоэлектронных системах. Их современный степень позволяет эффективно обнаруживать и уничтожать самолёты четвёртого поколения на дальностях, не дающих возможность им применять своё вооружение. А новые средства постановки радиоэлектронных помех способны целиком подавить их бортовые радиолокационные станции.
Получается, что эпоха главенства самолётов четвёртого поколения близится к завершению. Понятно, что они будут ещё много лет деятельно эксплуатироваться. Тем не менее, развитые западные страны, в том числе члены НАТО, планомерно перевооружают свои войска на истребители пятого поколения.
Не отстают и отдельный азиатские государства. Например, китайские J-20 достигли уровня полномасштабного серийного производства. Аналогичная ситуация в Японии. В число обладателей технологий пятого поколения могут скоро взойти Индия с проектом AMCA, а также Южная Корея и Индонезия, совместно разрабатывающие перспективный истребитель KF-X.
— Но нас-то больше волнует, что подобные аэропланы уже имеют США и их союзники.
Виктор Бондарев: Конечно, в данном контексте нас в первую очередь интересуют члены НАТО — потенциальные противники России. Драйвером развития технологий пятого поколения среди краёв альянса являются Соединенные Штаты. Они же в НАТО лидируют по показателю внедрения передовых технологий как в собственных ВВС, так и в войсках Североатлантического блока.
Приведу кой-какую статистику. Боевой состав тактической авиации стран НАТО — это более 5 тыс. боевых самолётов третьего, четвертого и пятого поколений. Только в ВВС США распорядка 2100 истребителей, из которых на долю пятого поколения приходится седьмая часть: три сотни F-22 и F-35A. Американские ВМС насчитывают 88 палубных истребителей F-35B/C. А всеобщая численность корабельной авиации США — более тысячи самолётов.
Если говорить о доле истребителей пятого поколения в натовских частях, то это 8 процентов. Причём к 2040 году лидеры НАТО планируют довести этот показатель до 50 процентов.
— Проблема ведь не только в том, что этой техникой оснащаются натовские войска. Американцы активно снабжают современными аэропланами армии других стран мира. Торгуют истребителями налево и направо.
Виктор Бондарев: Действительно, приобретение F-35 различных модификаций значится в планах у Великобритании (до 2030 года — 138 штук), Турции и Австралии (до 2030 года — по 100 штук), Италии (до 2028 года — 90 штук), Нидерландов (до 2025 года — 85 штук), Норвегии (до 2024 года — 52 штуки), Израиля (до 2025 года — 50 штук), Японии (до 2023 года — 42 штуки), Полуденной Кореи (до 2025 года — 40 штук). Обсуждаются сроки поставок и условия контрактов с Канадой на поставку 65 и Данией — на поставку 30 истребителей американского производства. Наконец, госзаказ самих США на F-35 до 2044 года составил 2456 колов.
Напрашивается вывод: реализация зарубежных программ по истребителям пятого поколения существенно изменит баланс сил в мире. Поэтому работы по Су-57, его дальнейшему совершенствованию и вводу в серию, приобретают неопровержимую актуальность.
— Тем более, как утверждают эксперты, по многим характеристикам российский авиакомплекс ведь превосходит все американские аналоги.
Виктор Бондарев: Утверждение, на мой взор, корректное. Я тоже считаю, что F-35, несмотря на количественное превосходство в абсолютных цифрах (по состоянию на 1 июля 2018-го их изготовлено более 300), по лётно-техническим характеристикам во многом уступают нашему Су-57.
Эта машина может решать как истребительные задачи завоевания перевесы в воздухе, так и ударные миссии по уничтожению наземных и надводных целей противника. Способность вести эффективный воздушный бой и поражать высокотехнологичные объекты противника обеспечиваются рядышком передовых тактико-технических характеристик и уникальными качествами, присущими машинам пятого поколения.
Это — многофункциональность, минимальная заметность для радаров во всех волновых диапазонах, вводя инфракрасный и радиолокационный. Такой самолёт должен обладать сверхманёвренностью, иметь возможность уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Бортовая электроника призвана помогать пилоту в решении многих задач, наделять его способностью вести всеракурсный ближний бой с многоканальной стрельбой ракетами разной дальности.
Су-57 отвечает всем этим заявкам. Он оснащён стеллс-технологиями, дающими малую заметность. Оборудован РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Благодаря новой силовой установке машина летает на сверхзвуковой бесфорсажной крейсерской скорости. Истребитель обладает сверхманёвренностью, в том числе при полёте на сверхзвуковой скорости. Там рослый уровень автоматизации и интеллектуализации процессов боевого применения, эффективная комплексная оборона. К тому же Су-57 полностью наш, российский самолёт.
— У него есть верная защита от современных зенитных средств?
Виктор Бондарев: Конечно, есть. Малая заметность и аэродинамические преимущества, в частности сверхзвуковая крейсерская скорость, позволяют Су-57 с лёгкостью преодолевать ПВО противника, сходя на дальности эффективного применения вооружения. Его «фазированная» радиолокационная станция даёт возможность лётчику вести бой даже в условиях активных радиоэлектронных помех.
Помимо защиты от наземных оружий ПВО, Су-57 прекрасно защищён от вражеских самолётов. В конструкции истребителя использованы новейшие композиционные материалы, а специальное покрытие, которое обеспечивает малую заметность машины, обладает безаналоговой химической формулой.
По всей обшивке аэроплана распределены шесть радаров, которые дают круговой обзор. Датчики аппаратуры для инновационного комплекса радиоэлектронной борьбы «Гималаи» рассредоточены по поверхности истребителя, позволяя ему оставаться невидимым. И при этом «засекать» малозаметные аэропланы противника. Сверхманёвренность машины обеспечивают два мощных двигателя с управляемым вектором тяги, что гарантирует самолёту разворот в воздухе почти на месте.
— Вы наверняка знались с лётчиками-испытателями Су-57. Что они говорят о новой машине?
Виктор Бондарев: Она даёт им практически неограниченные возможности в пилотировании и в бою. Это — благодаря высокому уровню роботизации: Су-57 обеспечен полноценным «электронным пилотом». Он также может в условиях дефицита времени подсказать человеку правильное решение и взять на себя большое число рутинных операций.
Истребитель может воевать в одиночку и в рамках концепции «целого поля». Су-57 способен передавать данные о целях на другие самолёты и наземные комплексы ПВО, а также получать целеуказания от них. Бортовая система управления сопровождает до 60 мишеней, одновременно обстреливая 16 из них.
— Если можно, расскажите о вооружении Су-57 подробней.
Виктор Бондарев: Вооружён Су-57 отменно. Может применять крылатые ракеты, управляемые ракеты «воздух-поверхность», ракеты класса «воздух-воздух» различной дальности, обыкновенное и высокоточное вооружение, включая корректируемые авиабомбы. Причём весь этот арсенал практически не заметен для радиолокационного распознавания.
На нем установлена 30-мм пушка 9-А1-4071К, готовая отрабатывать боекомплект в любом порядке огня. Всего Су-57 несёт до 14 типов вооружений. Это действительно эффективное средство неядерного сдерживания.
Ничего похожего, а тем более лучшего, на сегодняшний день в вселенной не изобрели. Специалисты классифицируют Су-57 не просто как образец пятого поколения, а как самолёт поколения 5+. Причём внедрение новых технологий в этот истребитель продолжается. Ряд из них эксперты причисляют уже к технологиям шестого поколения.
К тому же у Су-57 огромный модернизационный потенциал — его достанет на полвека. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолёта построено на принципах открытой архитектуры. По сути, истребитель имеет все задатки для превращения в полностью самодействующий, беспилотный вариант боевой машины.
Если не забегать вперед, а говорить только о сегодняшнем дне, — то Су-57 отлично завершил первый этап госиспытаний, подтвердил все заданные лётно-технические характеристики. Он обнаружил себя не только на полигонах, но и в боевой обстановке в Сирии. Напомню, что пилотные образцы этой машины были отправлены на российскую авиабазу Хмеймим еще полгода назад.
— Так откуда же беседы о нецелесообразности серийного производства Су-57? Что достаточно выпускать такие машины для продажи за рубеж и в качестве технической и испытательной базы под будущую «шестёрку»?
Виктор Бондарев: Подлинно, подобные мнения от некоторых так называемых экспертов я слышал. Они предлагают уже сейчас приступить к работе над машиной шестого поколения, которая станет переходным вариантом между пилотируемыми истребителями и беспилотными интеллектуальными ударными комплексами. При этом рекомендуют спускать Су-57 малой серией — для отработки технических задач. Или, что ещё хуже, просто сформировать экспортный облик Су-57 — для продажи и, таким образом, добиться компенсации затрат на его разработку и становление «на покрывало».
Звучат и иные доводы, в чём-то противоположные. Мол, зачем нам пятое поколение, если прекрасно летают истребители поколения 4++, например тот же Су-35. По этому предлогу скажу: истребители четвёртого поколения, даже модернизированные до варианта «++», уже устарели и не отвечают новым вызовам. Они, конечно, пригодны для локальных военных конфликтов со слабым противником. Однако в условиях насыщенной средствами радиоэлектронной борьбы и ПВО противника, при воздействии имеющихся в войсках некоторых стран истребителей пятого поколения, выполнять военные задачи нашей армии без Су-57 невозможно.
— Так что, над созданием «шестерки» вообще рано думать?
Виктор Бондарев: Мнения о переходе к шестому поколению нередко звучат непрофессионально. Лично я уверен: не освоив современные авиатехнологии на технике пятого поколения, перейти сразу к шестому нельзя.
На мой взгляд, предложения сформировать экспортный лицо Су-57 и продавать эти самолёты (приведу цитату одного из подобных призывов: «капитализировать на внешних рынках затраты, понесённые по данной машине») являются либо отворённым предательством или же элементарной некомпетентностью и недальновидностью.
Повторю: авиакомплекс Су-57 нужен, без него нет движения вперёд. Он необходим нашим Вооруженным силам для обеспечения эффективного противодействия вражьим войскам и гарантированного превосходства над ВВС любых стран. А главное, для нашей национальной безопасности, для стабильного, устойчивого благополучия России, на которую при наличии таких нынешних высокотехнологичных боевых комплексов никто не рискнет напасть.