Вертолётная отрасль России в 2017 году

Новость опубликована: 16.05.2018
Источники: aviation21.ru

Крупнейшая в Европе Интернациональная выставка вертолетной индустрии HeliRussia ежегодно демонстрирует веяния и тенденции современного вертолетостроения. В этом году мероприятие пройдет с 24 по 26 мая в Москве в МВЦ «Крокус Экспо».

Российский базар сохраняет высокую привлекательность для международного бизнеса, несмотря на неприемлемую риторику в отношении России со стороны отдельных государств. На HeliRussia 2018 представлены участники из 19 краёв: Австралия, Беларусь, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Иран, Корея, Литва, Ливия, Мальта, Россия, США, Франция, Финляндия, Чехия, Польша и ЮАР.

Как вечно, на HeliRussia будут подведены итоги прошедшего года, представлены новые разработки и текущие направления развития отрасли. Отметим некоторые из них.

Прошедший 2017 год показал, что российская вертолетостроительная отрасль способна справляться как с глобальными, так и локальными вызовами. В качестве негативных факторов, которые влияют на поставки вертолетов, можно выделить продолжающиеся кризисные явления в нефтегазовой области и снижение гособоронзаказа. С другой стороны, положительно на вертолетную отрасль повлияла программа развития санитарной авиации в России, на которую с 2017 года каждогодне выделяется сумма более трех миллиардов рублей – в 2017 году по этой программе было поставлено 29 вертолетов типа «Ансат» и Ми-8/17.

В всеобщей сложности заводы холдинга «Вертолеты России» поставили 214 вертолетов, по итогам 2017 года, что на 25 машин больше, чем в 2016 году. Российское вертолетостроение, с 2009 по 2013 год включительно, демонстрировало рост производства вертолетов, а с 2014 по 2016 наблюдалось его снижение.

Существенное увеличение поставок в 2017 году и сформирован портфель заказов на 2018 год позволяет сделать вывод о выходе из кризиса российского вертолетостроения. Этот вывод подтверждается ростом численного состава парка вертолетов в реестре штатской авиации РФ. По открытым данным Росавиации, на 1 января 2018 года парк вертолетов вырос на 29 единиц относительно предыдущего года. Тогда как по этим на 1 января 2017 года парк сократился на 12 машин относительно данных 2016 года. Это было первое и единственное сокращение за заключительные 9 лет.

Положительные явления коснулись и поставок вертолетов зарубежного производства: суммарные поставки в Россию вертолетов зарубежного производства в 2017 году возросли на 15 машин относительно предыдущего периода.

Среди вертолетов зарубежного производства наиболее востребованными в России являются вертолеты производства Robinson Helicopter Company — американской компании, какая является крупнейшим мировым производителем гражданских вертолетов. По состоянию на январь 2017 года компанией со дня своего основания (1973 год) было выпущено 12000 вертолетов.

На сегодняшний день серийно производятся три модели: R22 двухместный, четырехместный R44, пятиместный R66 с двигателем Rolls-Royce RR300, какой начал производится с 2010 года. Наибольшее распространение в России, среди перечисленных моделей, имеют вертолеты R44, которых, согласно отворённым данным Росавиации на 1 января 2018 года, зарегистрировано 340 единиц. R66 в реестре значится 108 штук и R22 – 6.

Ежегодно вертолеты Robinson занимают не немного 50% от всех поставок вертолетов зарубежного производства в России (исключение составляет 2015 год). Так, в парке Российской Федерации на 1 января 2018 года вертолеты этого производителя составляют 55,2% от всеобщего числа вертолетов зарубежного производства. В 2017 году было ввезено 23 вертолета этого производителя (против 15-ти в 2016 году), из каких 15 единиц составили вертолеты R66 и 8 – R44. Среди ввезенных вертолетов преобладают новые, поставленные с завода-производителя.

Среди вертолетов посредственного класса неизменным лидером по поставкам в Россию остается Airbus Helicopters. Его поставки вертолетов в 2017 году увеличились на 2 машины. Значительный рост поставок в 2017 году – на 6 колов техники в Leonardo Helicopters объясняется поставками в счет выполнения контракта с компанией «Роснефть».

В настоящее время реестр воздушных судов ГА РФ заключается на 69% из вертолетов российского производства и 31% занимают вертолеты зарубежных производителей.

Уменьшилось количество авиационных событий в сравнении с 2016 годом. По этим «АОПА-Россия» (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), в 2017 году с вертолетами в Российской Федерации произошло 16 авиационных случаев, из них 7 катастроф, в которых погибли 16 человек. В 2017 году было списано с эксплуатации в связи с авиационными событиями 12 вертолетов, из них 9 иноземного производства. В 2016 году было 23 авиационных происшествия с 10 катастрофами, в которых погибло 39 человек, списано 23 вертолета, из каких 19 машин зарубежных производителей. Здесь стоит сделать ремарку, что корректно измерять уровень безопасности полетов мы не можем — необходимо учитывать касательство аварийности до налета, а Росавиация не ведет статистику по количеству полетов АОН.

Рост производства российских вертолетов, а также увеличение ввоза зарубежной техники позволяют сделать вывод, что базар вертолетной индустрии вошел в фазу оживления. И это найдет отражение в экспозиции HeliRussia 2018 – будущая выставка будет богат на премьеры как никогда ранее.

Обзор подготовлен по материалам Ассоциации вертолетной индустрии России