«Великая» — байопик с Кейт Уинслет, которому не удалось стать великим
Как многогранная и захватывающая судьба женщины-военкора превратилась в сухую сводку из «Википедии».
21 ноября в российский прокат вышел фильм «Великая» о Ли Миллер — женщине-фотокорреспонденте Второй мировой войны. Главную роль исполнила Кейт Уинслет, ей аккомпанировали Джош О’Коннор, Марион Котийяр, Энди Сэмберг, Андреа Райзборо и Александр Скарсгард.
«Великая» — фильм, почти полностью поставленный женщинами. Продюсером стала исполнительница главной роли Кейт Уинслет, режиссёром — Эллен Кёрас, а сценарий написала Элизабет Ханна.
Проект стал для Кёрас режиссёрским дебютом. В киноиндустрии её знают как оператора. С начала 90-х она успела поработать с Мартином Скорсезе, Мишелем Гондри, Джимом Джармушем. Однажды она увидела книгу о Ли Миллер в книжном магазине и тут же отправила Кейт Уинслет, отметив необыкновенную внешнюю схожесть двух женщин. Спустя несколько лет Уинслет взялась за экранизацию.
Почти полный женский состав съёмочной группы, сильная героиня в центре сюжета, посягающая на исконно мужскую территорию, интервью о плохих мужчинах в индустрии при выходе картины. Несмотря на заявленную уникальность женского подхода, байопик вышел катастрофически банальным и скучным.
«Великая» — фильм о жизни художника на войне
Ли Миллер в преклонном возрасте, в обнимку с бутылкой виски, даёт интервью молодому человеку у себя дома. Разложив на столике свои снимки, она вспоминает, в каких обстоятельствах их сделала. На протяжении всего фильма зритель по волнам её памяти переносится в разбомбленный Лондон, затем в американские казармы и медицинские палатки, потом в самый разгар битвы при Сен-Мало, а дальше уже в печи Дахау и штаб-квартиру Гитлера.
Кадр из фильма «Великая»
С каждым новым воспоминанием психологическое состояние героини заметно ухудшается. Всё чаще мы видим её в кадре с подозрительными таблетками, фляжкой с горячительным и сигаретой в зубах. На исходе военных действий она стала одной из немногих женщин, которая зафиксировала свидетельства преступлений фашистов. Но, как оказалось, мир был не готов к этим кадрам.
Личность Ли Миллер масштабнее, чем показано в фильме
Основой для сценария стала книга «Жизни Ли Миллер», которую написал её сын — Энтони Пенроуз. Так работы Миллер военного периода стали известны, но только после её смерти.
Биография не зря была озаглавлена во множественном числе — «Жизни». Ли действительно как будто прожила несколько: успела побывать моделью, музой, женой египетского бизнесмена, глянцевым фотографом, военным корреспондентом и кулинаром. Каждый раз после травматических событий ей приходилось переизобретать себя.
Кадр из фильма «Великая»
Самое неприкрытое достоинство Ли — красота — стало её проклятием. В детстве она пережила сексуализированное насилие. Отец, который обучил девочку фотографии, снимал её обнажённой до 20 лет. Позже она переехала в Нью-Йорк, где стала постоянной моделью Vogue и поняла, что красоту можно монетизировать. Она жила в Париже и общалась с творческой элитой 30-х годов — Сальвадором Дали и Пабло Пикассо. А ещё была ученицей Ман Рэя, величайшего сюрреалистического фотографа.
В 1939 году богемному образу жизни в искусстве и моде пришёл конец — началась Вторая мировая война. Она застала Ли в Лондоне вместе с бойфрендом — художником-сюрреалистом Роландом Пенроузом. Как раз с этого момента начинается фильм «Великая».
Создатели не смогли перенести уникальный стиль героини в фильм «Великая»
Сейчас Ли и её работы считаются отражением женского взгляда на войну. Именно этот подход эксплуатирует и фильм. Но её видение не ограничивалось гендером, она была настоящей художницей со своим сюрреалистическим стилем. Образы с её фотографий часто имели двойное значение и наделяли будничные вещи фантастическим смыслом. Стоит только взглянуть на «Нонконформистскую часовню», «Защитные маски» или «Мёртвого эсэсовца в канале».
Разрушенное здание в её объективе превращалось в голову монстра или огнедышащего змея. Работницы Vogue, примерившие защитные маски, становились сказочными персонажами. Они сидят у порога бомбоубежища — словно прибыли из фантастической подземной обители. Канал Дахау обнял тело мёртвого эсэсовца, словно тина Офелию на картине Джона Эверетта Милле.
Кадр из фильма «Великая»
Хотя фильм выстроен как фотоальбом знаковых работ Ли Миллер, ему не удалось передать её уникальное видение. Изображению на экране не хватает второго дна, которое ощущается в фотографиях. Декорации кажутся слишком искусственными, а все персонажи — безжизненными. Кёрас, как опытный оператор, во главу угла поставила идеальное изображение, которое лишает фильм подтекста и превращает его в стерильный кинематографический опыт или сухую реконструкцию фотографий, уровня тру-краймов на Netflix.
Создатели увидели в героине лишь удобный способ для изображения судьбы женщины на войне. Пережившая чудовищное насилие в детстве, Ли, в отличие от мужчин, может сопереживать чужому страданию. Например, забитой еврейской девочке в Дахау, почти изнасилованной молодой парижанке и так называемой коллаборантке, которая просто влюбилась в немца.
Кадр из фильма «Великая»
Однако героиня становится простым свидетелем этих событий, ограниченная патриархальным обществом. Единственная возможность действия для неё — освидетельствование и фиксация событий.
Фильм пестрит драматургическими клише
Проблемы со сценарием и недостаток режиссёрской фантазии проявляются в первом же эпизоде, где воспроизводится фотография Ли «Пикник в Мужен». Это пародия на картину Мане «Завтрак на траве». На ней сама Ли, Роланд Пенроуз и её друзья наслаждаются отдыхом на поляне, при этом все женщины топлес.
Кадр из фильма «Великая»
Если на фотографии живописная отсылка считывается моментально, в фильме оммаж ускользает. Зрителю совершенно недоступно, с чего вдруг женщины решили обнажиться. К тому же именно этот эпизод выбран, чтобы показать знакомство Ли и её будущего мужа Роланда.
Между ними происходит диалог из пособия «Вредные советы для сценаристов», в ходе которого герои по очереди дают полный психологический портрет друг друга, играя в «давайте я угадаю, кто вы». При этом Миллер вынуждена стыдливо прикрывать грудь платком.
Чрезмерная мелодраматичность и манипуляция эмоциями зрителей сшиты в фильме белыми нитками. Персонажам невозможно сопереживать, так как их трагедии слишком кричащие и проговариваются в диалогах прямо в лоб. А их роль в фильме — чисто функциональная, раскрыть характер главной героини.
Второстепенные персонажи фильма «Великая» не раскрыты
Фильм полностью игнорирует второй план, который состоит во многом из мужских персонажей. Удивительно, как дотошно женское кино повторяет грубейшие ошибки мужского. В 1985 году американская карикатуристка Элисон Бекдел придумала ироничный тест на гендерную предвзятость, чтобы проверять фильм на раскрытие женских персонажей. С тех пор этот тест стал настоящим драматургическим руководством для сценаристов. Чтобы его пройти, в сценарий обязательно нужно добавить два женских персонажа и диалог между ними о чём-либо, кроме мужчин.
Фильм «Великая» тест на гендерную предвзятость с треском проваливает. Ведь в нём мужчины не просто не говорят друг с другом — они вообще практически молчат. Из-за этого крайне надуманной выглядит любовная линия Миллер с Пенроузом. Но меньше всего повезло Энди Сэмбергу, который сыграл фронтового товарища Миллер — фотографа журнала Life Дэвида Шермана.
Кадр из фильма «Великая»
Перед комедийным актёром Сэмбергом стояла задача воплотить образ военного корреспондента-еврея. Естественная харизма актёра могла бы стать отличной основой для комедии в трагических обстоятельствах, но потенциал так и не был реализован. У Сэмберга катастрофически мало реплик, хотя на экране он присутствует больше половины хронометража.
Напряжение между Ли и персонажем-мужчиной чувствуется только в сценах с интервьюером. Их химия затмевает всех остальных жизненных партнёров героини. И не случайно: с этим персонажем связана главная интрига фильма. Самое удачное и красивое решение создателей раскроется только к концу.
Кадр из фильма «Великая»
Вердикт
Этот байопик может стать первым шагом погружения в жизнь Ли Миллер — ознакомительной брошюрой её многогранной личности.
Избитая драматургия и слишком большая привязанность к фем-повестке и движению #MeToo мешают фильму раскрыть свой потенциал. В 2024 году этот фильм наравне, скажем, с «Субстанцией» и «Анорой» смотрится совсем неактуально.
И это очень печально, ведь в производстве были задействованы талантливые люди, а Кейт Уинслет отлично удалось передать отрицательное обаяние героини. Ли и так отличалась дерзким, даже грубым нравом, а после событий Второй мировой стала совершенно невыносима. Уинслет придала её характеру глубины и обозначила, что такое поведение — лишь маска, за которой прячется маленькая травмированная девочка.
Кадр из фильма «Великая»
На втором плане мерцают звёзды первого эшелона — отличные Джош О’Коннор, Марион Котийяр и Энди Сэмберг. Снимает всё это оператор Романа Полански — Павел Эдельман, а известный голливудский композитор Александр Деспла ставит совершенно не запоминающийся саундтрек.
У фильма «Великая» было всё, но стать по-настоящему великим ему не удалось.
Что можно посмотреть «Дюна: Пророчество» — завораживающий сериал, который раскрывает предысторию мира 10 затягивающих фильмов, которые внезапно меняют жанр Второй сезон «Аркейна» — ещё лучше первого. Такое нельзя пропускать 10 популярных фильмов, которые сегодня вряд ли бы вышли на экраны «Время жить»: нежная мелодрама с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Источник