В России могут отменить бесплатный багаж в самолетах
Даровой провоз багажа при невозвратных авиабилетах может стать необязательным в России. Сегодня Госдума должна рассмотреть во втором чтении соответствующие исправления в Воздушный кодекс, пишет “Коммерсантъ“.
С 2012 года лоббирует идею «Аэрофлот», которому она нужна для развития лоукостера «Победа», поддерживают и иные авиакомпании. Однако юристы опасаются, что отмена нормы приведет к злоупотреблениям со стороны перевозчиков, которые, например, могут сделать безбагажными почти все популярные у пассажиров невозвратные билеты.
Ныне Госдума во втором чтении рассмотрит поправки в Воздушный кодекс (ВК), что отменяют бесплатный провоз багажа для безвозвратных билетов. Поправки были привнесены Белым домом в Госдуму еще в 2014 году, и тогда же были приняты в первом чтении. Но потом проект затормозился: поправки ко второму чтению бывальщины опубликованы 14 июля, а в понедельник, по данным «Ъ», их рассмотрел президентский Совет по кодификации. Одобрен советом вариант поправок (есть в распоряжении «Ъ») выделяется от опубликованного на сайте Госдумы, но не принципиально.
Для обратных авиабилетов поправки в ВК предлагают сохранить право пассажира брать багаж минимум 10 кг по Федеральным авиационным правилам (ФАП) от 2007 года. Но невозвратный тариф «может не предусматривать» даровой багаж. Также перевозчик обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета.
Отдельно предлагается привнести в УК нормы ручной клади (в настоящее время регулируется подзаконными актами). Правила ее перевозки остаются неизменными и не содержат требований по весу и габаритам: их устанавливает перевозчик сообразно правилам Минтранса и эксплуатационной документации воздушного судна. Согласно ФАП, в ручную кладь бесплатно сверх нормы пассажир может взять дамскую сумочку или портфель, зонтик, книжки и т. д.
Безбагажные тарифы уже есть у S7 Airlines, «Ютэйр», «Уральских Авиалиний», их вводили для конкуренции с «Победой» (лоукостер «Аэрофлота»). S7 разрешает провозить по такому тарифу ручную кладь до 10 кг, «Уральские авиалинии» пункт ручной клади до 5 кг и место багажа до 10 кг. Но из-за нечеткости норм перевозчики сталкиваются с претензиями (см. «Ъ» от 15 ноября 2016 года). Упразднить норму о бесплатном багаже еще в 2012 году предлагал Владимиру Путину гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев наряду с введением невозвратных авиабилетов и иными мероприятиями по развитию лоукост-сегмента. В октябре 2016 года отмена нормы багажа 10 кг Минтранс поддержал, против выступала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
В «Аэрофлоте» «Ъ» известили, что конкурировать с иностранными лоукостерами, в том числе снижая тарифы, «Победе» «не позволяют законодательные ограничения». Там считают, что нормы багажа должен устанавливать перевозчик, а безбагажные тарифы позволят пассажирам летать недороже, выбирая необходимые услуги. «Билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам», считают в «Аэрофлоте». В «Уральских Авиалиниях» соглашаются, что исправления позволят снизить стоимость билета для граждан, готовых летать без багажа, оплачивая только нужные услуги. Росавиация запрос «Ъ» адресовала в Минтранс, где известили, что прорабатывают вопрос с перевозчиками и Госдумой.
Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что полтора года назад многие перевозчики завели невозвратные тарифы, которые на 1,5–2 тыс. руб. дешевле, это позволило повысить занятость кресел и улучшить финансовые показатели. От безбагажных тарифов цены на билеты, по суждению эксперта, вряд ли заметно снизятся, но разница с «багажными тарифами может увеличиться до 2-2,5 тыс. руб.
Сергей Сорокин из коллегии адвокатов «Юков и партнеры» сообщает, что изменения ВК распространяются на полеты российских самолетов над территорией РФ, а также, если иное не предусмотрено международным договором или законами страны пребывания, на воздушные корабли РФ за границей и на иностранные самолеты в российском воздушном пространстве.
«Фактически перевозчики получают возможность отказать в бесплатной перевозки багажа по невозвратным тарифам, если это предусмотрено соглашением», констатирует адвокат Елена Лузанова.
Партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин не исключает, что поправки могут привести к произволу авиаперевозчиков и ограничения возможности дарового провоза багажа, так и уменьшение веса и габаритов ручной клади, чтобы заставить пассажиров оплачивать багаж. Но с этим, по его словам, можно пробовать бороться: «Если размер и вес ручной клади будут явно занижены, например 1 кг при габаритах 10 на 15 см, то это можно расценить как злоупотребление со сторонки перевозчика, поскольку самолет очевидно допускает больший вес вещей в салоне. Пассажир может подать жалобу в Роспотребнадзор, при определенных обстоятельствах можно пожаловаться и в ФАС». Нужда изменений обосновывается в том числе возможностью сокращение стоимости услуг перевозчиков, так как до 20% цены билета якобы составляет обслуживание багажа, замечает госпожа Лузанова. Но на деле законопроект отвечает заинтересованностям перевозчиков, считает юрист: им дают возможность не учитывать минимальный бесплатный багаж в невозвратных тарифах, которые формируют большую часть торговель.
Заместитель главы ФАС Александр Редько считает, что введение безбагажных тарифов «вряд ли существенно повлияет на рынок пассажирских авиаперевозок, но может негативно сказаться на качестве услуг». «Сейчас ФАС коротает анализ рынка, проверяя обоснованность цен на билеты по внутренним, в том числе курортным направлениям. Нас беспокоит, что на фоне дисбаланса спроса и предложения и усиление базарных позиций группы «Аэрофлот» предпринимаются действия, которые могут снизить качество услуг и спровоцировать рост цен», — заявил он «Ъ».
Поиск дешевых билетов по всем авиакомпаниям: