В Москве введён в эксплуатацию новый Центр управления полётами

Новость опубликована: 11.10.2017
Источники: aviation21.ru

10 октября 2017 года в 02.00 мск реализован ввод в эксплуатацию нового центра управления полётами (ЦУП) филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Таким образом выполнен переход на управление воздушным движением посредством новоиспеченной отечественной системы, что имеет стратегическое государственное значение. Столь масштабный и уникальный проект реализован в России впервые, сообщает пресс-служба МЦ АУВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Новоиспеченный Центр управления полётами, оснащённый АС ОрВД «Синтез-АР4», пришёл на смену функционирующей с 1981 года автоматизированной системе УВД «ТЕРКАС», какая на текущий момент, вследствие её морального и физического износа, не в полной мере отвечает современным требованиям в части обеспечения пропускной способности, согласованного принятия решений, эффективных траекторий для эксплуатантов в условиях рослой интенсивности.

Филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет обслуживание воздушного движения (ОВД) над территорией площадью более 730 тысяч квадратных километров, на какой размещено 70 аэродромов, а именно: 16 аэродромов для полётов гражданской авиации, 48 аэродромов госавиации и 6 аэродромов экспериментальной авиации. Воздушное пространство, обслуживаемое Московским серединой, превосходит по размерам территории некоторых Европейских государств более чем в полтора раза. Территориально диспетчерский район, граничит на юге и западе с воздушным пространством Украины и Белоруссии, на северо-западе и норде — с Санкт-Петербургским и Вологодским РЦ, на северо-востоке и востоке — с Кировским и Казанским РЦ, на юго-востоке и юге — с Самарским и Ростовским РЦ.

Объёмы воздушного движения также сопоставимы, по количеству взлётно-посадочных операций московские аэродромы превосходят ряд европейских. Интенсивность воздушного движения в районном диспетчерском середине (РДЦ) и Московском аэроузловом диспетчерском центре (МАДЦ) — одна из самых высоких в Российской Федерации. Более 56% от всех полётов, выполняемых в Российской Федерации, выполняются сквозь воздушное пространство РДЦ и МАДЦ, которое контролируют авиадиспетчеры Московского центра АУВД.

Через РДЦ в среднем ежегодно проходит более 790 тысяч воздушных кораблей иностранных (672) и российских (420) авиакомпаний, из которых около 87 тысяч следует транзитом.

Московский узловой диспетчерский район не имеет аналогов в России, как по своей структуре, так и по интенсивности воздушного движения. Среднесуточное число обслуженных ВС составляет около двух тысяч. Максимальная часовая интенсивность воздушного движения на аэродромах Домодедово, Шереметьево и Внуково составляет 47-59 ВС/час. А число обслуженных пассажиров достигает 72 миллионов в год.

Решение о строительстве и оснащении нового центра управления полётами для Московского укрупненного центра целой системы ОрВД было принято Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 года № 1130-р.

Работы выполнялись генеральным подрядчиком ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» по Государственному контракту с привлечением субподрядных организаций ОАО «ВНИИРА», ОАО «Фирма «НИТА», ООО «ЛОТЕС ТМ». Всеобщей количество бюджетных и внебюджетных средств для создания и внедрения АС ОрВД «Синтез-АР4» составляет более 3,7 млрд руб.

Автоматизированная система ОрВД Московского середины состоит из 10 комплексов (подсистем), в т.ч. комплекса средств автоматизации управления воздушным движением, планирования использования воздушного пространства, средств передачи информации, метеорологического обеспечения, защиты информации, обеспечения справочной информации, подсистемы речевой связи, подсистемы технического управления и контроля, оружий единого времени, комплексного системного тренажёра.

На момент утверждения технического задания и заключения контракта российской промышленностью не производился серийный выпуск оборудования с характеристиками, необходимыми для оснащения Московского середины, и данную систему ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» разрабатывал на основе имеющихся систем, а также с учётом дополнительных требований заказчика.

На протяжении 2012-2016 годов проводились «тестовые» испытания системы, в каких принимали участие инженерный и диспетчерский состав филиала «МЦ АУВД». В течение всего периода велась работа по исправлению выявленных специалистами филиала «МЦ АУВД» замечаний, без устранения каких безопасная эксплуатация нового ЦУПа была бы невозможна. После проведённых в конце 2016 года приёмочных эксплуатационных испытаний, которые подтвердили отсутствие замечаний у специалистов филиала «МЦ АУВД», было зачислено решение о переводе УВД в новый центр.

Вводу в эксплуатацию нового Центра управления полётами предшествовали испытания и настройка оборудования, большая труд по тестированию системы и рабочих мест, а также обучение персонала и тренажёрная подготовка.

Для инженерного состава филиала наиболее важной стороной подготовки сделалось изучение порядка эксплуатации нового технологического оборудования. Поскольку элементная база новых систем ОВД кардинально отличается от техники, на которой выстроена АС УВД «ТЕРКАС», её диагностика и техническое обслуживание также отличается от давно освоенных технологий технической эксплуатации. Для освоения новых видов оборудования инженерный персонал минул персонально ориентированные специализированные курсы обучения. К маю 2017 года весь диспетчерский персонал прошёл подготовку для работы на технологическом оборудовании АС ОрВД «Синтез-АР4» и в последующем проходил тренинги на тренажёре и на системе для поддержания практических навыков, в том числе и при подготовке к работе в осенне-зимний период. Успешному выполнению подготовки способствовало активное участие порядочной части диспетчерского и инструкторского персонала в проведении многочисленных проверок и испытаний нового оборудования, функционала системы, отработки интерфейса, эргономики и информативности отображения информации. Для проведения испытаний нередко формировались группы до 50-60 специалистов каждодневно, что позволило уже в этот период ознакомиться с новой системой большинству специалистов.

Основная задача внедрения новой АС ОрВД состоит в создании в Российской Федерации системы организации воздушного движения, какая соответствует положениям эксплуатационной концепции ИКАО и обеспечивает требуемый уровень безопасности полётов, оптимальные экономические показатели для всех пользователей на всех этапах полёта, соблюдение заявок национальной безопасности и охраны окружающей среды.

АС ОрВД «Синтез АР4» обрабатывает информацию от 21 источника радиолокационной информации (включая смежные середины), 13 источников автоматического зависимого наблюдения и 3-х автоматических радиопеленгаторов. Количество автоматических приёмо-передающих центров – 25. Наземное оборудование Московского Узлового Диспетчерского Зоны (МУДР) обеспечивает выполнение полётов по спецификации RNAV-1. Наземное оборудование Районного Центра (РЦ) обеспечивает выполнение полётов по спецификации RNAV-5.

В состав АС ОрВД «Синтез АР4» входят вытекающее количество автоматизированных рабочих мест (АРМ):

  • 31 АРМ Планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения (ЗЦ);
  • 72 АРМ Аэродромного диспетчерского центра (АДЦ);
  • 83 АРМ Районного диспетчерского середины (РДЦ);
  • 2 АРМ Местного диспетчерского пункта (МДП);
  • 22 АРМ Средств технического управления и контроля, а также средств объективного контроля, и тестового комплекса;
  • Количество рабочих пунктов тренажёрного комплекса составляет 46 АРМ.

Установленное современное оборудование позволит повысить интенсивность полётов в Московской зоне путём увеличения пропускной способности секторов УВД за счёт увеличения автоматизации процессов сервисы воздушного движения и применения новых технологий.

В новой АС ОрВД реализован ряд функциональных возможностей:

  • автоматизированный обмен информацией о планах полетов с соседними серединами УВД;
  • обнаружение краткосрочных и среднесрочных конфликтных ситуаций на глубине прогноза до 8 минут и от 8 до 20 минут соответственно;
  • контроль за выдерживанием горизонтальной и вертикальной траектории воздушных кораблей (MONA);
  • поддержка при принятии решений диспетчером(CORA);
  • обработка информации, поступающей от радиолокатора режима «S» (на индикаторе у диспетчера отображаются выставленные пилотом в кабине параметры полёта ВС (скорость, вышина), что позволяет диспетчеру контролировать корректность и правильность переданной и принятой команды);
  • после оснащения АКДП Московских аэродромов будет реализовано управление прилетающим и вылетающим потоком воздушных кораблей (AMAN/DMAN).

В настоящее время значения пропускной способности воздушного пространства существующей структуры, приближается к пороговым показателям. И имеющиеся ограничения самой структуры воздушного пространства не позволяет существенно её повысить.

Технические возможности нового Центра управления полётами оснащённого современной АС ОрВД позволят осуществить переход на новую структуру воздушного пространства Московской пояса ЕС ОрВД.

В новой структуре воздушное пространство Московской зоны ЕС ОрВД будет разделено на 44 сектора (22 – РДЦ, и 22 – МАДЦ).

В рамках реализации ФЦП «Модернизация Целой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (2009–2020)» осуществляется поэтапное совершенствование навигационной инфраструктуры Московской зоны. В настоящее пора введены в действие 30 средств навигации (ДМЕ и ВОР/ДМЕ).

В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации 2009 – 2020», реализуемой Госкорпорацией под контролем Министерства транспорта РФ и Росавиации, уже заведены в эксплуатацию укрупненные центры ЕС ОрВД в Хабаровске, Самаре, Магадане, Иркутске, Красноярске. На подходе центры в Тюмени и Екатеринбурге.