Ту-214ОН — новый российский самолёт-разведчик
22 мая на заседании консультативной комиссии по Соглашению по открытому небу (ДОН) в Вене будет рассмотрен вопрос сертификации нового российского самолета-разведчика Ту-214ОН. Об этом сообщил нынешний председатель консультативной комиссии постпред Чехии при ОБСЕ Владимир Галушка. По его словам, в ходе мероприятия комиссия рассмотрит «типовые вопросы имплементации договора, а также обсудит «процесс сертификации наблюдательного самолета РФ».
Ту-214ОН, созданный на базе пассажирского Ту-214 специально для выполнения приметливых полетов в рамках ДОН. На сегодняшний день изготовлено два самолета Ту-214ОН, они должны заменить машины советской разработки Ан-30Б и Ту-154М-ЛК-1.
Первый самолет Ту-214ОН бортовой номер RF-64519 был выстроен на Казанском авиазаводе (КАПО им. Горбунова) в мае 2011 года, 1 июня того же года он совершил первый полет, в 2012-2013 годах миновали доводочные и сертификационные испытания самолета. В 2013 году самолет был передан Минобороны РФ.
Второй борт RF-64525 передан Военно-воздушным силам РФ 4 июля 2014 г.
С 21 по 29 мая 2018 года на подмосковной авиабазе Кубинка пройдет первоначальный этап осмотра Ту-204ОН начался. Об этом сообщил телеканал «Звезда» со ссылкой на начальника национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова.
Ту-214ОН оборудован нынешним комплексом БКАН (бортовым комплексом авиационного наблюдения), что позволяет осуществлять контроль за соблюдением договоров об ограничении вооружений. БКАН включает в себя:
- плановый и два перспективных цифровых аэрофотоаппарата;
- радар бокового обзора синтезированной апертуры для наблюдения с любых высот полета в условиях плохой метеовидимости;
- комплект из планового и двух перспективных ТВ-камер;
- инфракрасная камера (ИК) линейного сканирования для тепловизионных изображений места;
- система навигационного обеспечения;
- бортовой цифровой вычислительный комплекс из пяти автоматизированных мест операторов и локальной сети с полным комплектом программного обеспечения.
Сообразно ДОН разрешение аэрофотоаппаратов и ТВ — камеры составляет 30 сантиметров, для радиолокатора бокового обзора — три метра, для ИК-камеры — 50 см.
Летно-технические характеристики Ту-214ОН:
Размах покрывала, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,20
Высота самолета, м: 13,90
Площадь крыла, кв.м: 182,40
Масса, кг
— пустого самолета: 59000
— максимальная взлетная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Утилитарная дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.
Ранее Россия первой из всех 34 стран-участниц ДОН запросила разрешение на использование цифровой аппаратуры в рамках приметливых полетов. Страны-участницы ДОН могут задействовать следующий набор аппаратуры наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном поре, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасные устройства формирования изображения.
Между тем в США неоднозначно относятся к планам России по модернизации своего авиапарка в рамках ДОН. Как строчит «КоммерсантЪ», несколько лет назад часть конгрессменов обратилась к президенту Бараку Обаме с призывом «не дать россиянам исследовать территорию США с помощью новоиспеченного шпионского оборудования» (имелись в виду цифровые аэрофотоаппарты). Авторы обращения давали понять, что в интересах США было бы полезно рассмотреть вопрос о выходе из договоренности.
Американские СМИ сообщали тогда, что против выдачи России разрешения на использование новейшей аппаратуры выступали кроме законодателей и спецслужбы. Однако Госдепартамент настоял на том, что по правилам ДОН Россия имеет право модернизировать камеры, и уверил руководство страны в важности соблюдения этого многостороннего договора.
Пентагон также хотел бы обновить свои самолеты наблюдения и вписал соответственную графу расходов в проект оборонного бюджета на 2019 год. Военные просят выделить им $222 млн. Необходимость предоставления этих денег они обосновывают даже не столько тем, что Россия опережает США в технологиях воздушной рекогносцировки, сколько тем, что весьма плачевное состояние американского авиапарка в рамках ДОН может в какой-то момент привести к трагическим последствиям.
Однако новые самолеты Пентагон может и не получить, по информации «Ъ», по итогам проведенных в начине мая слушаний комитет по вопросам вооруженных сил Палаты представителей принял решение отклонить запрос военных на выделение средств на обновление бортов.
Логика конгрессменов такая: Россия заинтересована в сохранении ДОН, чем США, а потому Москва, увидав, что Вашингтон перестает вкладываться в договор, подумает, что дело идет к его разрыву, и пойдет на уступки по ряду вопросов.
Москва первой не станет сходить из соглашения по открытому небу, хотя в худшем случае стороны проживут и без ДОН, но его сохранение было бы на руку всем.