ТВС-2ДТС — первый в мире самолёт с системой старта на основе суперконденсаторов

Новость опубликована: 24.07.2017
Источники: aviation21.ru

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина представил на Интернациональном авиакосмическом салоне свою передовую разработку — самолет ТВС-2-ДТЗ.

Очертаниями он напоминает знакомый всем с детства биплан-Ан-2, но на этом сходство заканчивается. ТВС-2-ДТЗ сделался первым российским самолетом с полностью композитным фюзеляжем и планером.

Применение новых материалов повысило прочность самолета, позволило полностью отказаться от использования расчалок и подкосов. Жесткое выполнение верхнего и нательного крыла допускает установку дополнительных топливных баков объемом более 3500 литров, что значительно увеличивает дальность полета. При проектировании самолета бывальщины применены методы цифрового моделирования, что позволило конструкторам СибНИА создать оптимальную аэродинамическую схему.

Еще одной новацией стала первая в вселенной система запуска турбовинтового двигателя, основанная на суперконденсаторах, сообщает пресс-служба промышленного холдинга «Ротек». Эта разработка компании «ТЭЭМП» работает на основе гибридного накопителя электроэнергии: суперконденсаторы обеспечивают мощность, необходимую для запуска двигателя, в то пора как аккумуляторные батареи используются для питания бортовой сети воздушного судна. Благодаря технологиям «ТЭЭМП», общая масса накопителя снижается на 60 кг, а ресурс аккумуляторов увеличивается в 2-3 раза. Пусковая система на основе суперконденсаторов хранит свою работоспособность при температурах до -50°С, в то время как традиционные аккумуляторы теряют свой заряд уже при -25°С.

Для участия в МАКС-2017 самолет совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский.


Самолет-биплан ТВС-2ДТС на статической площадке МАКС-2017 / © Андрей Величко, Авиация России

Председатель Рекомендации директоров «ТЭЭМП» Михаил Лифшиц рассказывает: «Мы рады возможности принимать участие в создании этого, без сомнения, уникального и перспективного проекта. Его техническая составляющая выполнена по заключительному слову авиационной науки. Суперконденсаторы «ТЭЭМП» здесь идут в одном ряду с композитными материалами, цифровыми технологиями и талантливыми инженерными решениями. Новоиспеченный биплан может стать основой для качественного обновления региональных авиалиний, а примененные в нем технологии — новым стандартом в авиастроении».

— ТВЗ-2-ДТЗ призван пришагать на смену легендарному самолету Ан-2. Поэтому при его проектировании мы опирались на лучшие технологии, представленные на рынке. Суперконденсаторы стали отличным решением для надежного запуска двигателя. Они не спрашивают обслуживания, а их ресурс достигает 1 млн циклов разряда-заряда. Это крайне важно для самолета, который предназначен для работы в самых тяжелых условиях — от сибирских нефтяных месторождений до нордовых широт, — отметил директор СибНИА им. С. А. Чаплыгина, летчик-испытатель I класса Владимир Барсук.

— В качестве пусковых устройств модули на основе суперконденсаторов крайне востребованы в авиации, вертолетной техники — в мочь своей компактности, надежности и устойчивости к экстремальным климатическим условиям. Суперконденсаторы можно использовать в качестве резервного или аварийного источника питания для открытия дверей, запуска двигателей, активации пиропатронов», — рассказал генеральный директор «ТЭЭМП» Сергей Курилов.