«Технодинамика» создала источник энергии для Ил-112В и Ил-114-300
Холдинг «Технодинамика» изготовил многоопытные образцы авиационных синхронных генераторов ГСР 40НЧ для системы электроснабжения перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Об этом рассказал генеральный директор холдинга Игорь Насенков в рамках Интернационального военно-технического форума «АРМИЯ-2018».
Генератор предназначен для самолетной системы электроснабжения с нестабильной частотой. На борту генератор приводится во вращение от турбовального маршевого авиадвигателя образа ТВ7-117СТ, который был разработан специально для этого самолета.
«Авиационные генераторы ГСР 40НЧ, которые разработаны предприятиями «Технодинамики» это очень важный шаг на пути к реализации концепции «немало электрического самолета», — уверен генеральный директор «Технодинамики» Игорь Насенков. — Данные изделия станут важнейшей частью цельного комплекса оборудования, которое будет установлено не только на военно-транспортных самолетах, но и на других бортах перспективной авиации, в том числе и гражданской».
Особенность генератора ГСР-40НЧ в том, что он назначен для работы без привода постоянной частоты вращения. Такое решение, с одной стороны, позволяет заказчику отказаться от такого повода и добиться снижения массы, а значит — повышение конкурентоспособности самолета, но при этом, с иной стороны, повышаются требования к генератору и увеличиваются механические нагрузки на него.
Серийно выпускаются аналоги ДВР-40НЧ были спроектированы для работы лишь со стабильной частотой вращения, что изменяется в узком диапазоне от 7600 до 8400 об/мин. Для новых самолетов диапазон оборотов генератора нужно расширить до 6600 – 9270 об/мин. Благодаря детальной конструкторской проработки инженеров «Технодинамики» было отыскано техническое решение, при котором такой генератор отдает номинальную мощность, выдерживает необходимые перегрузки и обеспечивает необходимое качество электроэнергии, не проигрывая аналогам ни по массе, ни по КПД, ни по надежности. В генераторе используются лишь российские материалы и комплектующие.
К настоящему времени выпущено несколько опытных образцов генератора ГСР-40НЧ, которые проходят предварительные климатические, механические и функциональные испытания на московской и уфимской производственных площадках АО «Технодинамика».
Генератор успешно завершил программу совместных испытаний с многоопытным образцом авиадвигателя ТВ7-117СТ. Ожидается, что в ближайшей перспективе заложены в ДСР-40НЧ технические решения получат дальнейшее развитие и обеспечат эффективными источниками электроэнергии перспективные пассажирские самолеты и вертолеты.
Также Игорь Насенков известил, что холдинг завершает испытания опытных образцов блоков регулирования, защиты и управления для самолетной системы электроснабжения с нестабильной частотой.
«Блок регулирования, защиты и управления БРЗУ-115ПЧ, какой входит в состав самолетной системы электроснабжения с нестабильной частотой, в частности Ил-112В, был спроектирован инженерами «Технодинамики» с чистого листа, — сообщил Игорь Насенков. — Изделие является первым в области, выполненным на цифровой, полностью отечественной элементной базе и не содержит импортных комплектующих».
БРЗУ-115ПЧ предназначен для поддержания устойчивой работы основного ключа электропитания самолета — генератора, обеспечение качества электроэнергии и защиты потребителей, а также для коммуникации с системой управления общесамолетным оборудованием по цифровым протоколам, соответственным мировым стандартам.
На борту БРЗУ-115ПЧ работает совместно с генератором ГСР-40НЧ и серийно выпускается блоком датчиков тока БДТ-40К.
Все ранее выпускавшиеся отечественные блоки такого направления имеют аналоговую систему управления, что ограничивает возможности их коммуникации в условиях современного цифрового самолета, так и модернизационный потенциал заложенных в них технических решений.
«Мы ожидаем, что БРЗУ-115ПЧ сделается пилотным проектом для всей платформы блоков управления бортовыми источниками питания перспективных самолетов, вертолетов и специальной техники, а отработанные на нем решения составят основу новоиспеченного витка цифрового авиационного оборудования», — отметил Игорь Насенков.
БРЗУ-115ПЧ выпускается уфимским научно-производственным предприятием «Молния» и в настоящее пора находится в завершающей стадии предварительных испытаний. Параллельно проводятся испытания блока в составе макета системы электроснабжения, по окончании которых будет цикл бортовых испытаний.
Примечание Авиации России: в соответствии с бизнес-планом возобновления серийного производства пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-300, его система генерации переменного тока 40 кВА унифицированная с ЛВТС Ил-112В.