Су-27 — к 100-летию ЦАГИ в истории авиации
Су-27 — многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения — остается одним из лучших сверхзвуковых аэропланов боевой авиации и по сей день. На этой машине была впервые выполнена фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева», которая демонстрирует управление на вящих углах атаки и возможности сверхманевренности.
Длительное время на Су-27 выступала пилотажная группа «Русские витязи», пересевшая в 2017 году на дальнейшее развитие этого самолета Су-30СМ.
Создание Су-27 предшествовала долголетняя научно-исследовательская деятельность ученых ЦАГИ и конструкторских бюро. Специалисты института провели детальный анализ летных данных, маневренных характеристик и оптимизацию основных параметров истребителя. В итоге была построена концепция самолета с большой тяговооруженностью, что обладает высокой маневренностью.
В оригинальном компоновке прототипа Т-10 были применены неплоское покрывало с переменной стреловидностью передней кромки и небольшим наплывом в корне — так называемое «крыло оживальной формы».
Прототип Су-27 — самолет Т-10
Самолет в таком варианте свершил первый полет 20 мая 1977 г. С этой геометрией истребитель имел ранний срыв потока на крыле. Острая передняя кромка профиля по всему размаху основывала тряску — это не давало возможности совершать ряд маневров. При переделке Су-27 ОКБ П. А. Сухого реализовало новые перспективные решения, предложенные специалистами ЦАГИ. А именно — зачислить отработанную ранее концепцию трапециевидного крыла с корневым наплывом и отклоняющимися носками крыла. В следующие два года в ЦАГИ проводились исследования по новоиспеченной компоновке Су-27.
Дистанционное управление с системой улучшения устойчивости, статическая неустойчивость на дозвуковых скоростях, непрерывно нарастающая отклонения носков крыла по углу штурмы, острый наплыв на крыле — это лишь несколько прогрессивных решений, предложенных ЦАГИ и воплощенных в Су-27. Именно благодаря им были получены неплохие пилотажные характеристики истребителя на всех режимах. В 1981 г. состоялся первый полет переделанного по рекомендациям ЦАГИ самолета с новыми механизированными консолями покрывала. В этой геометрии Т-10 пошел в серийное производство.
В 1984 году истребитель под обозначением Су‑27 был принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле‑Бурже, где продемонстрировал свою маневренность, выполнив «Кобру Пугачева».
Кобра Пугачева
Основное военное применение Су-27 — тяжелый истребитель-перехватчик большого радиуса действия, самолет завоевания превосходства в воздухе. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35 и Су-37, а также фронтовой бомбовоз Су-34.
На текущий момент Су-27 является одним из основных самолетов ВВС России, состоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.
Технические характеристики
Размах крыльев — 14,7 м
Площадь покрывала — 62 кв. м
Длина — 21,935 м
Высота — 5,935 м
Масса пустого самолета — 16000 кг
Масса нормальная взлетная — 30000 кг
Тип двигателя — АЛ-31Ф
Тяга двигателя, кгс — форсажная — 2 х 12500
Максимальная скорость 2500 км/ч
Утилитарная дальность полета — 3900 км
Практический потолок — 18500 м
Разбег на форсаже — 650-700 г
Пробег — 620-700 м
Экипаж — 1 чел
Вооружение
— самодействующая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр./мин, 150 патронов);
— до шести управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27
— до четырех УР небольшой дальности Р-73 с ТГС;
— бомбы калибра до 500 кг и общей массой до 6000 кг (пакеты ФАБ-250) на четырех пилонах;
— НУРСЕЙ, КМГУ, выливные баки и прочее неуправляемое оружие класса «воздух-поверхность».