Новости авиатуризма

Станут ли дешевле авиабилеты после отмены провоза бесплатного багажа для невозвратных билетов

Станут ли дешевле авиабилеты после отмены провоза бесплатного багажа для невозвратных билетов

  Рекомендация Федерации подписал 25 июля 2017 года закон об отмене бесплатного багажа для невозвратных авиабилетов. Этот законопроект был внесен в Госдуму еще три года назад, но залежал без движения, а на прошлой неделе его неожиданно быстро приняли. Эксперты считают, что пролоббировать документ могла компания «Победа», ведь возможность вольно регулировать тарифы особенно актуальна для лоукостеров. Тем временем крупные российские авиакомпании говорят, что пока не собираются менять условия своих тарифов, строчит “Новая Газета“.

Согласно новым поправкам в Воздушный кодекс, тариф билета, который нельзя вернуть, «может не предусматривать» даровой багаж. Предусматривать ли возможность невозвратных билетов без багажа, решает сам перевозчик. Норму по весу бесплатного багажа также определит авиакомпания, но кушать строгий минимум: 10 кг и (или) два места багажа на одного пассажира. Также в тексте закона прописано, что у перевозчика есть право на расторжение соглашения воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с его отказом, например, уже в аэропорту оплатить провоз багажа. При этом сам перевозчик обязан проинформировать пассажира о том, необходимо ли ему будет оплачивать багаж. И сделать это авиакомпания обязана еще до покупки билета.

Глава Министерства транспорта (Минтранс) Максим Соколов отметил, что закон позволит снизить стоимости на билеты на 1020%. Авиакомпания «Победа» уже выступила с заявлением о том, что готова снизить базовые цены до 20%: «Победа» считает разумным решением предоставление клиенту возможности отказаться от ненужных ему услуг». В компании помечают, что почти половина пассажиров, летающих «Победой», путешествуют «налегке» и не пользуются правом провоза багажа до 10 кг. При этом в прошлом году грянул скандал, когда пассажиры «Победы» не могли пройти в салон с рюкзаками: сотрудники компании отказывались признавать их ручной кладью и требовали сдавать в вещи, доплачивая за услугу уже в аэропорту.

Компания «Аэрофлот» заявила, что в настоящее время не планирует вводить «безбагажные тарифы». «Цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием новоиспеченного закона не изменятся, гласит ответ, который прислала в редакцию пресс-служба компании. Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с интернациональными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. В частности, низкобюджетная авиакомпания «Победа», входящая в Группу «Аэрофлот», сможет существенно снизить базовые тарифы. Также стоит отметить, что закон, прежде итого, отвечает интересам пассажиров. Он даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать авиабилеты за меньшую цену. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, какие ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам».

Конечно, закон пролоббировали сами авиакомпании, находит Андрей Крамаренко, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

Здесь не может быть интереса пассажира. Сделано это для добавочной прибыли, которую компания получает за пользование допуслугами. Кроме того, это закон не только о багаже, но и о ручной клади.

Минтранс утвердил перечень предметов, которые кроме ручной клади пассажир может взять с собой на борт самолета. Многих удивило, что в списке нет мобильного телефона, фотоаппарата, ноутбука и верхней платья. Тех вещей, которые пассажиры чаще всего берут с собой в полет. То есть все это должно будет входить в норму 5 кг, выделенную на ручную кладь.

Спикер Рекомендации Федерации Валентина Матвиенко выступила с резкой критикой перечня вещей, включенных в ручную кладь: «Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книжки, цветы, верхнюю одежду». В Минтрансе Матвиенко ответили, что «оптимизация» перечня проведена на основе исследований, выявивших «менее востребованные» предметы, какие пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади.

Что теперь будет с ценами на авиабилеты? Олег Пантелеев, глава аналитической службы информационно-аналитического агентства «АвиаПорт», полагает, что тарифы, не позволяющие провозить вещи, будут дешевле рублей на 200400, при этом «багажные» тарифы, как возвратные, так и невозвратные, могут подорожать на 23 тысячи. Пантелеев считает, что авиакомпании уверили правительство изменить действующие правила, чтобы компенсировать большие убытки, которые отрасль несет в последние годы. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в 2016 году их совокупный урон составил 10 млрд рублей это на 17,6% больше, чем годом ранее (8,5 млрд). Заинтересована в изменениях больше других была компания «Победа».

Сейчас авиаперевозчики сталкиваются с неблагоприятной ситуацией: уложившийся на рынке уровень цен не обеспечивает окупаемость перевозок, говорит Пантелеев. Инициировали изменение правил в первую очередь авиаперевозчики, при этом наши законодатели видают, что так или иначе безбагажные тарифы присутствуют в мировой авиационной практике, так что ничего сверхъестественного в этом нет. Вопрос только в том, как известную и практикуемую в мире систему, какая предусматривает существование безбагажных тарифов, реализовать так, чтобы дать возможность сэкономить пассажирам, которые летают налегке, и не создавать дополнительных западней и подводных камней для тех, кто берет с собой багаж.

Федор Борисов, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, не доверяет сведениям об огромных уронах авиаперевозчиков:

На мой взгляд, это была ошибка в расчетах. Первая пятерка перевозчиков (группа «Аэрофлот», включая «Россию», S7, «Ютэйр», «Уральские Авиалинии») закончила 2016 год с барышом, из первой тридцатки половина пошла с прибылями. По мнению Борисова, законопроект является оправданным компромиссом, приближающим российскую отрасль авиаперевозок к нынешним стандартам:

Лоукостер это не авиакомпания низких цен, это компания невысоких издержек. Пассажиру предлагается самому формировать пакет услуг, которые он хочет получить. Возможность для бизнеса самостоятельно определять нормы провоза вещи это один из необходимых атрибутов для развития лоукоста. В разных странах есть разное регулирование, но в целом это вопрос качества услуги, и он регулируется базаром. Поэтому никакой катастрофы не произошло. Потребители изменений даже не почувствуют: давно уже есть безбагажные тарифы, которые авиакомпании применяют, нарушая законодательство, а сейчас они будут их применять, не нарушая законодательства. Стоимость определяется не законами, она определяется спросом и предложением. Вы и сейчас не бесплатно возите багаж, просто эта цена забита в тариф.

На данный момент Минтранс предлагает правила, какие не включают в вес ручной клади такие вещи, как компьютер, телефон, планшет, фотоаппарат, верхнюю одежду, на мой взгляд, это будет создавать конфликтные ситуации. Кушать вещи, которые являются необходимыми атрибутами путешествия. А например, за компьютерами будущее системы развлечений на борту: сейчас в сиденьях есть телевизионные экранчики, а в грядущем будет вай-фай на борту с возможностью скачивать контент, это позволит снизить вес самолета и улучшить эргономику.

Закон вступает в силу через 60 дней после дня его официального опубликования. Будет ли пересмотр списка «запрещенки» после критики, прозвучавшей от сенаторов, пока невесть. «Новая» отправила запрос в правительство РФ с просьбой устроить встречу с тем конкретным чиновником, кто разрабатывал этот перечень, вот у него и спросим.

Поиск недорогих билетов по всем авиакомпаниям:

 

Кнопка «Наверх»