Снизятся ли цены на авиабилеты в Калининград после визита Владимира Путина
Проблема транспортной доступности Калининградской районы обсуждалась в среду на прошедшем в госрезиденции в Пионерском совещании под руководством Владимира Путина. Президент предложил снизить цены на авиабилеты в Калининград за счет упразднения НДС для авиаперевозчиков и назвал это хорошей новостью для калининградцев. Журналисты внимательно вслушались в беседу и выяснили, что на самом деле президент предложил убрать субсидии на авиаперевозки.
Небольшая предыстория. Авиаперевозки в Калининградскую район в «высокий сезон» с мая по октябрь субсидируются за счет федерального бюджета. Благодаря финансовым вливаниям, которые авиакомпании получают из казны, авиабилеты обходятся обитателям региона в 7000 рублей до Санкт-Петербурга и обратно и в 7600 рублей до Москвы и обратно. Однако в прошлом году авиакомпании вместо того, чтобы употреблять правительственными субсидиями, продавали билеты по рыночным ценам, их стоимость в один конец до российских столиц достигала, по разным оценкам, от 50 до 75 тысяч рублей. Региональные воли возмутились этой ситуацией, в итоге в 2017 году авиакомпании продавали субсидированные билеты исправно. Но поскольку спрос оказался весьма росл, а денег на эти цели дали меньше, чем год назад, льготные билеты закончились в начале августа, за два с половиной месяца до официального завершения программы.
Основной авиаперевозчик «Аэрофлот» заявил, что денежек на субсидии больше нет, и теперь он будет возить пассажиров в Калининград из Москвы и обратно по «плоскому» тарифу в 9350 рублей (на 1750 рублей дорогостоящей, чем по субсидируемым). Врио губернатора Антон Алиханов попросил Правительство РФ выделить дополнительные деньги.
На совещании в госрезиденции в Пионерском в среду министр транспорта РФ Максим Соколов возвысил тему субсидируемых перевозок в Калининград. Правда, в своём докладе он рассказал, что «в целях обеспечения воздушных перевозок из Калининграда субсидируются рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Мурманск, Архангельск и Калугу» и что этой услугой воспользовались почти 300 тысяч пассажиров на 4% вяще, чем за аналогичный период. Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале лета действительно заявил о расширении программы субсидируемых перевозок из Калининграда в неё включили ещё пять городов. Однако ровных рейсов из Калининграда в Сочи и Калугу в летнем расписании аэропорта не значится, а о старте продаж субсидированных билетов в другие перечисленные министром города официальной информации не было. В основном перелёты по льготным тарифам осуществляются в Москву и Санкт-Петербург.
«В рамках фиксированных бюджетных ассигнований мы видим, что эта модель эффективно будет существовать, только если сделать такую же социальную направленность, как по программе перевозок пассажиров Восточной Сибири, Норда и Дальнего Востока. Поддержку получат пассажиры пенсионного возраста и молодежь до 23 лет. Это позволит расширить границы программы без увеличения объема бюджетного финансирования. Или же придется повысить объемы финансирования. Их пока в бюджетных корректировках нет», сказал министр на совещании у Путина в среду.
После этого Соколов озвучил предложение, какое, судя по дальнейшей дискуссии, очень понравилось президенту. «В целом же для развития региональной авиации мы предлагаем, и сейчас это предложение прорабатывается на отдельных региональных маршрутах, обнулить ставку НДС. Это позволит на 12–13% повысить объемы перевозок, это даст развитие региональным аэропортам. Выпадающие объемы будут компенсированы увеличивающимся потоком объема пассажиров», произнёс Соколов.
Когда слово на совещании передали врио губернатора Калининградской области Антону Алиханову, тот в первую очередь сделал реверанс в сторонку нового собственника аэропорта «Храброво» Романа Троценко, «отметив его усилия» с аэропортом, с которым «мы мучаемся десятилетиями». «Первый итог позитивный, хоть и с небольшим запозданием в 1,5 месяца от заявленных, но получили это очень радует», сообщил врио губернатора.
«Но, к сожалению, вопрос с авиаперевозками для нас стоит крайне остро. Это один-единственный безвизовый вариант добраться до основной территории РФ. Позволю себе не согласиться с предложением (министра транспорта) ввести категоризации по субсидиям, позитива это не принесет». Алиханов напомнил, что в 2011 году льготные билеты в Калининградской районы полагались только пенсионерам и молодежи, и воспользовались ими всего 3 тысячи человек.
«В этом году уже 300 тысяч воспользовались. Поэтому если стоит проблема о том, что средств дополнительных нет, то ни в коем случае категоризацию вводить нельзя, лучше оставить всё как есть, потому что социальный эффект будет крайне негативным, предупредил врио губернатора. У нас помимо обитателей Калининградской области эти билеты покупают жители других регионов РФ, это существенно увеличивает нашу туристическую привлекательность».
Врио губернатора сообщил, что правительство трудится над повышением конкуренции одной из главных мер, направленных на снижение цен на билеты. «У нас появляются новые компании, приходят в аэропорт „Храброво“, и мы эту работу будем продолжать», удостоверил Антон Алиханов. Правда, он не упомянул о том, о чем не раз говорилось ранее: привлекать новых авиаперевозчиков сейчас крайне тяжело, потому что все еще продолжаются реконструкция аэропорта и ремонт взлетно-посадочной полосы. «Но помимо мольбы о дополнительном финансировании, а нужно нам всего 150 млн дополнительных ассигнований на эти цели (субсидирование авиабилетов) в год, у нас продолжается работа по расширению конкурентного поля», Алиханов еще раз акцентировал внимание на труду правительства.
«По поводу субсидий сейчас это порядка 340 млн рублей. И я, если позволите, просто расскажу вам такую маленькую историю. В прошлом году у нас было распорядка 400 млн, и компании недоиспользовали 54 млн рублей. Они обязаны были продавать билеты, но не продавали. То есть они нарушали эти соглашения, а постановлением Правительства РФ не предусмотрено никакой ответственности за это нарушение. И у нас на такую же сумму сократились ассигнования в этом году», продолжил врио губернатора.
«Отчего для них выгоднее продавать по самой дорогой цене, если им там субсидируется?» удивился президент.
«Экономика складывается таким образом, что заработок на субсидируемом билете он, условно, фиксируемый. А заработок на обыкновенном билете. В прошлом году у нас были билеты в эконом-класс за 70–75 тысяч рублей. Была довольно-таки тяжелая ситуация в прошлом году. Сейчас мы начали внимательно глядеть за тем, как используются…» попытался объяснить суть проблемы Алиханов.
«Подождите, откуда такие цены?» прервал его Владимир Путин.
«…Электронная система используется… Ну и мы трудимся с новыми компаниями, чтобы они сейчас сюда заходили, продолжил врио губернатора. И я думаю, что ситуация будет улучшаться, по мере того как мы закончим труд по взлётно-посадочной полосе, полную реконструкцию аэропорта. Тем не менее она сейчас достаточно напряженная. Я уже не говорю о силовиках, которые не имеют возможности пользоваться иными видами транспорта, кроме как авиационным. Им достаточно тяжело не только себя, но и семью вывезти к родственникам на остальную территорию России».
На защиту «Аэрофлота» перед Путиным поднялся генеральный директор «Авиакомпании Россия» Дмитрий Сапрыкин. Он заверил, что «стоимость тарифа в части приведенного примера не является примером» и что «Аэрофлот» использует круглогодичный плоский тариф, какой не зависит от колебаний. «Что касается использования субсидий, „Аэрофлот“ и „Россия“ являются получателями субсидий. Билет до Москвы 3800 рублей, все субсидии бывальщины выбраны группой „Аэрофлот“ полностью», доложил он.
Но Владимир Путин, по всей видимости, думал уже о другом. «Максим Юрьевич (Соколов министр транспорта) сообщал об обнулении НДС для всех регионов. А если в Калининграде убрать НДС, насколько понизятся цены на билеты? На 10%? Это сколько будет?» спросил он. «Если сообщать о плоском тарифе „Аэрофлота“, билеты туда-обратно будут стоить ниже 9 тысяч рублей», с готовностью сообщили Путину.
Со стороны тут же уложилось впечатление, что история с отменой НДС была домашней заготовкой ведь на фоне впечатляющих сумм в 70–75 тысяч за билет «в один конец» некая сумма «ниже 9 тысяч» за билет «туда-обратно» представлялась очень даже отличной идеей.
«Для нас это единственный анклавный регион России. И здесь есть определенные сложности в коммуникации. Важно либо субсидировать в целом объеме на эти 10%, либо снять НДС, как исключение для Калининградской области, заявил Путин, подчеркивая каждое слово. Я знаю отношение Минфина к этому проблеме, что это разрушает систему. У нас нет других регионов, подобных Калининграду. Нужно или полностью субсидировать эти 10%, либо лучше всего снять для Калининграда. Это будет и инвесторам на прок, потому что объем перевозок увеличится. И для граждан, и для представителей бизнеса, силовых структур ситуация поменяется».
«Можно ли уточнение вашего поручения по субсидиям? взял «на карандаш» замминистра финансов РФ Андрей Иванов. У нас кушать две модели субсидий на транспорт. Вот одна, о чем говорил Антон Андреевич (Алиханов) поддерживать отдельные категории, социальные. Для нас это тяжелая история, потому что…»
«Я сейчас не сообщаю обо всех направлениях, веско прервал его Путин, только о Калининграде!»
«Да, но Калининград поддержать именно как направление или категории определенные?» пытался постичь суть поручения замминистра.
«Калининград как направление. Для всех. Если НДС убрать, то минус 10% в цене, я так понимаю», пояснил президент.
«Либо субсидия, какая?…» сделал паузу после слова «которая» Иванов, ожидая, по всей видимости, что ему объяснят, о каких именно субсидиях идёт выговор.
«Ну, с субсидиями сложно. Субсидии привязываются у вас, оказывается, к доходности по авиаперевозкам. Эти начинают хитрить, по сути, обманывать пассажиров, что у них дешевые билеты, а по сути их там нет, этих недорогих билетов. А если убрать НДС там нечего обманывать, минус 10% и всё, чем изобретать такие сложные ходы. Я понимаю вашу позицию, обратился он к представителю Минфина. Но у нас таких анклавных территорий вяще нет. Может, Сахалин. Но это другая история».
После этого замминистра финансов перевёл речь на ситуацию с паромами. Когда чиновники закончили её обсуждать, Владимир Путин вновь вернулся к теме авиаперевозок в Калининград. «НДС убираем. Я размышляю, для жителей, тех, кто реально связан с Калининградом, это хорошая новость», удовлетворенно заявил он.
Тут уже слово попросил его полномочный представитель на Северо-Западе, бывший губернатор региона Николай Цуканов. Он рассказал, что ситуация с авиабилетами на самом деле аховая и в пиковую нагрузку стоимости достигали 60 тысяч рублей в эконом-классе.
«Поэтому несколько решений нужно по количеству рейсов, чтобы их расширять. Плюс требования по предлогу продажи авиабилетов, серверов и систем. И НДС», сказал Цуканов.
«А если субсидии то нужно распространить их на весь год, вернулся Николай Цуканов к теме льготных транспортирований. Они у нас сейчас сколько?». «С мая по октябрь», поддержал его нынешний врио губернатора Антон Алиханов. «Вот, нужно расширять действие на круглый год», произнёс Николай Цуканов.
«Нет, тут же говорили не субсидия, а просто снимаем НДС, ответил Владимир Путин. То, что решение должно быть комплексным, я согласен. Но НДС это одна из ключевых предметов. Ясно, что должно быть и количество машин, и еще что-то. Надо все прописать». После этого разговор перешел к другой теме.
К вопросу об НДС Путин вернулся уже во пора личной встречи с Алихановым. «Что касается транспортной инфраструктуры, то надо довести решение о снятии НДС. Речь идет о снятии НДС вообще, чтобы не возникло сквозь пару-тройку лет, когда программа будет отменена, чтобы они не отыграли эти 10%», туманно сообщил президент.
Если поручение Владимира Путина будет исполнено и вместо субсидирования авиаперевозок попросту будет отменен НДС, ожидать снижения цен на авиабилеты в Калининград не стоит. Ведь очевидно, что озвученные Минтрансом «ниже 9000 рублей» за билет после обнуления НДС это вяще, чем 7800 рублей по программе субсидирования. Возможно, президент просто не понял подчиненных, а те побоялись у него уточнить, что именно он имеет в виду. Куда хуже версия о том, что чиновники попросту разыграли разговор таким образом, чтобы избавить казну от расходов на программу субсидирования авиаперевозок, пишет издание Новый Калининград.ru.