Снижение темпов роста авиаперевозок может привести к переизбытку парка ВС
В 2017 году российские авиакомпании получили 142 самолета, из них узкофюзеляжные корабля составляют большинство, перевозчики могут использовать их на популярных направлениях, эффективно контролируя расходы. Однако в январе 2018 года темпы роста авиаперевозок замедлился и составил 14% против 20% годом ранее. Складывается ситуация может повергнуть к переизбытку парка ПС, что грозит убытками и банкротствами.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко подготовил презентацию по развитию парка российской штатской авиации, анализ которой провел «КоммерсантЪ».
По данным эксперта, в 2017 году авиакомпании получили 142 самолета, парк увеличился на рекордные 12%. Авиакомпании вдохновил рост пассажиропотока: с 2012 года он снижался, но в 2017 году возрос на 18,6%, до 105 млн человек. Близкая динамика была только в 2011 году, когда на рынок пришло 130 самолетов, а худший итог отмечен в 2015 году, когда прекратила полеты вторая в РФ авиакомпания «Трансаэро» и отрасль потеряла 203 самолета.
Больше половины полученных в 2017 году кораблей (77 машин) новые. В результате если в 2010 году средний возраст авиапарка в РФ составлял около 10 лет, то в 2017 году он сократился до 5,7 года. Лучшим годом по этому показателю был 2014-й, когда посредственный возраст флота составлял 4,7 года. Авиакомпании недолго используют самолеты: за шесть лет 54% судов, возвращенных лизингодателем, летали в РФ в посредственном менее пяти лет. «Отрасль живет текущим моментом, стараясь постоянно реагировать на меняющийся спрос, оперативно отвечая на потребности пассажиров»,— находит Андрей Крамаренко. Источник «Ъ» в отрасли уточняет: перевозчики ввозят самолеты, видя отложенный спрос, особенно на международные рейсы, вселяет оптимистичность и перспектива возобновления авиасообщения с Египтом, так что в ближайшей перспективе пополнение парка продолжится.
Наибольшим спросом в России пользуются узкофюзеляжные самолеты: в 2017 году в край пришло 72 таких судна — 34 Boeing 737 и 38 А320. «Эти самолеты мультифункциональные: российские перевозчики, в отличие от авиакомпаний иных стран, пытаются ставить их на рейсы продолжительностью до четырех, так и до семи-восьми часов, добиваясь лучшего соотношения операционных расходов и полученной прибыли»,— объясняет Крамаренко. Сегмент региональной авиации также показал наилучший результат с 2010 года: на рынок поступило 40 самолетов, из которых основная доля пришлась на российский SSJ100 (27 судов) и Embraer E170 (13 кораблей) для S7.
В то же время в России не поступило ни одного турбовинтового самолета, что используется в труднодоступных и отдаленных регионах. «Их эксплуатация напрямую зависит от субсидий государства: любой пятый пассажир летает на таких самолетах только за счет дотаций, поэтому рост в сегменте может быть связан исключительно с увеличением объема бюджетных субсидий, чего в ближайшем будущем не ожидается»,— отмечает эксперт. Доля закупок дальнемагистральных широкофюзеляжных судов в 2017 году не превысила 13% (или 18 аэропланов). Но за счет укрепления рубля, увеличения платежеспособности и выездного туризма спрос на этот тип самолетов может увеличиться с открытием дальних туристических курсов, например в Азию, считает Андрей Крамаренко.
В «Аэрофлоте» сообщили, что планы увеличения парка самолетов группы (включает также авиакомпании «Россия», «Победа» и «Аврора») утилитарны не менялись за последние месяцы — только уточнялся график ожидаемых поставок. Темпы роста флота сохраняются. По данным на март, в 2018 году «Аэрофлот» повысит парк на 30 самолетов: за счет вывода из эксплуатации 27 машин и поступления 57 судов. В сам «Аэрофлот» придет 40 самолетов (13 SSJ100, 10 А320, 5 А321, 11 и одинешенек B737 B777), и будет выведен 21 самолет (8 А320 и 13 А321).
В исследовании прогнозируется, что в 2018-2020 годах динамика расширения парка должна снизиться до 30-40 аэропланов в год с учетом замедления спроса на авиаперевозки. Иначе избыточные емкости, не отвечают в полной мере реального спроса, могут спровоцировать новые уроны и риск повторения ситуации с «ВИМ-Авиа»: в 2016 году ее емкости выросли на 135%, а в 2017 году, до ухода с рынка, — почти на 80%.