С 1 января 2019 года авиакомпания «Волга-Днепр» прекращает предоставление услуг странам-членам НАТО в транспортированиях негабаритных тяжелых грузов и бронетехники на самолетах Ан-124-100 «Руслан», сообщает французское издание Challenges. Заголовок оригинальной статьи достаточно речистый: «Прекращая доступ к транспортных самолетов Ан-124, Путин подрезает крылья французским ВВС», это решение автор публикации называет предупредительным выстрелом.
По информации издания, российская группа компаний «Волга-Днепр» известила в НАТО, что прекращает оказание транспортных самолетов Ан-124 войскам Северо-Атлантического альянса, включая Францию, согласно договору SALIS (Strategic Airlift Interim Solution), подмахнутого в 2005 году.
Издание связывает это решение российской авиакомпании с санкционной политики США и их сателлитов, а также с недавней ракетной атакой в Сирии. «Мы получили мощные сигналы о том, что это решение связано с санкциями США», — сообщает издание со ссылкой на переписку с представителями французской армии.
В сообщении Challenges отмечается, что французская армия может рассчитывать на 14 аэропланов А400М, на флот С-130, 160с. Transall и Casa C295, на британские и канадские С-17. Проекция силы также может осуществляться морем или сушей, а логистика при этом становится сложнее и дорогостоящей. Издание подчеркивает, что выход российской авиакомпании из договора SALIS является ударом для французской армии, поскольку она является очень зависимой от Ан-124 для транспортирования тяжелых вертолетов и бронетехники.
Ан-124 «Руслан» более чем в три раза грузоподъемнее А400М (120 т против 37 т), что делает его незаменимыми для транспортировки стратегических военных грузов на вящие расстояния. В 2013 году в ходе французской военной операции «Серваль» в Мали Ан-124 активно использовались для переброски в Африку французских военных грузов. Лишь за январь—февраль 2013 года на 110 полетов транспортных самолетов стран НАТО (в основном британского транспортника C-17) пришлось 115 полетов Ан-124, 7 полетов Ан-225 и 47 полетов Ил-76.
Как строчит «КоммерсантЪ», по программе SALIS на 2017-2018 годы десять стран НАТО (Бельгия, Чехия, Франция, ФРГ, Венгрия, Люксембург, Норвегия, Польша, Словакия и Словения подмахнули два контракта — и с российской, и с украинской стороной. Однако срок их действия истекает 31 декабря 2018 года.
По данным немецких СМИ, основным потребителем услуг SALIS выступало от имени десяти стран—участников программы натовское Агентство снабжения и закупок. В конце 2016 года эти страны заключили двухлетний контракт с возможностью его продления еще на пять лет. По этим немецкого телеканала ARD, стоимость летного часа «Антонова» составляла €37,5 тыс., стоимость часа «Волга-Днепр» — €23,3 тыс.
Крупнейшим пользователем услуг SALIS указывались вооруженные мочи Германии, которые зарезервировали 1080 летных часов на 2017 год и 980 часов на 2018 год, а также ВВС Франции. По данным счетной палаты Франции на ноябрь 2016 года, часть SALIS в общем объеме перевозок для французской стороны составила 34,7% и 33,7% услуг были предоставлены арендодателя самолетов Ан-124 — International Chartering Systems (ICS). Эта компания также использовала «Русланы», какие эксплуатируются в парке 224-го летного отряда (дочерней структуры Минобороны РФ). В 2015 году французское правительство заплатил около €40 млн за 1115 летных часов, законтрактованных сквозь SALIS ICS.