Северные Курилы — далекие и близкие
Фото: unsplash
Курильские острова становятся все доступнее и для туристов, и для тех, кто рассматривает их в качестве нового места работы и жизни. Отменен пограничный режим, Курилы ждут всех. Самый северный из островов, Парамушир, активно развивает инфраструктуру, улучшилась транспортная доступность, но в сфере логистики есть еще нерешенные задачи.
В Северо-Курильске, единственном городе на острове Парамушир, живет около 2500 человек. А еще около 7000 человек в год приезжает сюда погостить и полюбоваться местными красотами.
С точки зрения туризма Парамуширу есть что показать. Это не только уникальная природа, в том числе и постоянно извергающийся вулкан Эбеко, но и историческая память. Именно здесь завершилась Вторая мировая война, и на Парамушире, и на соседнем острове Шумшу масса памятных артефактов. Сейчас стоит задача развивать здесь направление патриотического туризма. На Шумшу появятся музей, посвященный событиям военных лет, будут восстановлены памятные объекты, также здесь организуют туристическую деревню. Туристический городок из 25 домиков индивидуального и семейного размещения появится и в бухте Шелехова на Парамушире. Это увеличит поток туристов на Северные Курилы. Вокруг Парамушира есть и другие интересные места – например, вулкан Алаид на острове Атласова и вулкан Чикурачки. А на самом Парамушире в 2025 году откроется современный отель «Эбеко», рассчитанный на 127 мест. Работу по развитию туристической доступности в этих местах ведет проект «Архипелаг Онекотан», при поддержке властей Сахалинской области и Северо-Курильского городского округа.
Как отмечают местные власти, Северо-Курильский городской округ готов принять и большее количество населения в том числе, с учетом кадровой потребности. Поэтому и инфраструктуру здесь готовят «на вырост». Сейчас на Парамушире активно строят новые дома, в которые въедут жильцы старых жилых зданий. Город рассчитывает на рост населения – главным образом за счет прибывающих с большой земли специалистов, отмечает мэр Северо-Курильска Александр Овсянников.
Но необходимо основательно улучшить транспортную доступность. С учетом стратегической важности развития Курильских островов власти Сахалинской области предприняли усилия для облегчения логистики, но сложности еще есть. Сейчас в Северо-Курильск можно добраться вертолетом или теплоходом с Камчатки. Ранее вертолетные рейсы были нечастыми, сейчас они постоянны. Также регулярно ходит и теплоход. Вертолет летит 2 часа, теплоход уходит от Петропавловска-Камчатского вечером и к обеду достигает Парамушира.
Но все же в работе транспорта есть минусы. Часть связана с климатом: во время непогоды или тумана вертолетные рейсы отменяют. А из-за отливов приходится по несколько часов ждать прибывания воды, чтобы можно было сесть на теплоход и отправиться в путь или чтобы сойти на берег.
Морское сообщение нуждается в улучшении условий. На Парамушир ходит теплоход-паром «Гипанис», это уже не новое судно, 1992 года выпуска, бытовые условия на нем не столь комфортны. Когда в феврале нынешнего года «Гипанис» отправился на ежегодное техническое обслуживание, на линию вышел современный грузопассажирский теплоход «Анатолий Чернеев». Это помогло не прерывать работу морского пути, который обеспечивает Северо-Курильск доставкой грузов, почты, продуктов, а также, конечно же, пассажирскими перевозками. Но сейчас на линии снова работает «Гипанис». Жители Северо-Курильска уже не раз поднимали вопрос о том, чтобы на Парамушир ходило современное судно.
Есть и другая серьезная проблема: рейсы самолетов, прибывающих в аэропорт Елизово из Москвы, и вертолета, отправляющегося на Парамушир, не совпадают. Вертолет улетает чуть раньше, чем приходит московский рейс. В итоге пассажиры, летящие из Москвы, вынуждены еще сутки находиться на Камчатке в ожидании следующего рейса вертолета, который уйдет на Курилы только на следующий день. Это не только некомфортно, но и затратно: порой жители Северо-Курильска, которые, например, возвращаются домой из отпуска, целыми семьями вынуждены снимать на ночь гостиничные номера. От сложившейся ситуации страдают и командированные, и туристы. При том, что недельные туры на Северные Курилы стоят 150-180 тысяч рублей, дополнительные расходы (на проживание и питание, на трату лишних дней в пути) путешественникам крайне неудобны.
«А сейчас у нас на острове даже осложнилась ситуация: с 28 июня вертолет отправили на техосмотр, и мы на неделю остались без транспорта. Обещали дать рейс самолета Ан-28, но не позволяет погода. А «Гипанис» ходит только 3 раза в неделю, да и мест на нем только 36. Но ведь людям надо возвращаться домой, да еще и туристы из-за этого застревают на большой земле, а у них каждый день на счету. Надо срочно увеличивать транспортные потоки», — рассказала «Аргументам недели» директор северокурильской туристической компании ООО «Эттуланги тревел» Елена Котенко. К тому же на Парамушир везут своих сотрудников и местные компании – строительные, рыбодобывающие. Без постоянной транспортной связи не обойтись.
Конечно, замечает Елена Котенко, с одной стороны, сейчас транспортные условия действительно улучшились: сейчас в случае непогоды и отказа вертолетного рейса с Камчатки авиакомпания «Аврора» предоставляет пассажирам бесплатно гостиницу и питание, ранее таких условий не было. «А еще мы теперь садимся на вертолет сразу в аэропорту Елизово, а раньше приходилось ездить за город в аэропорт Николаевка, а это 1500 рублей на такси. Если вертолет отменяли, нам никто не компенсировал эти траты на поездку, и никто не расселял пассажиров, мы искали ночлег у знакомых и друзей», — рассказывает представитель туротрасли.
Сейчас стало намного комфортнее, но один вертолет в день, замечает Елена Котенко, — теперь уже слишком мало для Северо-Курильска: «Чтобы развивать туризм, должно быть не только два рейса в день, но, думаю, два вертолета и у каждого – два рейса в день, например, утром и в обед. Тогда можно закрыть потребность в транспорте. То же самое с теплоходами. Одного «Гипаниса» мало, если бы добавили регулярные рейсы «Чернеева», было бы замечательно. И самолет, летающий из Южно-Сахалинска, тоже нужен. Это бы разгрузило транспортную инфраструктуру».
Как рассказали в администрации Северо-Курильска, о неудобном расписании полетов воздушных судов вопрос уже не раз поднимался, но пока не решен. Очевидно, Минтрансу и Минэкономразвития стоит обратить на это внимание и помочь обеспечить комфортную стыковку самолетов и вертолетов по времени, с учетом и активно развивающегося туризма на Курилах.
Президент России Владимир Путин, отмечая существенный рост внутреннего туризма и в целом интерес россиян к необычным удаленным местам России, в этом году призвал развивать туристический кластер Курильских островов. Чтобы выполнить эту задачу качественно, необходимо усилить транспортную составляющую. Возможно, при поддержке областных властей, а также федерального бюджета удастся решить этот вопрос.
Поделиться Поделиться