Сергей Коротков: Лучше иметь возможности для ближнего воздушного боя, чем не иметь их

Новость опубликована: 26.11.2017
Источники: aviation21.ru

Россия продолжает усовершенствование серийных военных самолетов и разработки перспективных комплексов, включая беспилотные аппараты и системы дальнего перехвата. О требованиях к летательных аппаратов будущего и направлениях их развития рассказал «Известиям» генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков в ходе авиасалона Dubai Air Show-2017.

— Сергей Сергеевич, сейчас мы в переговорные Момент, потому давайте начнем с него. Что можно сказать о развитии линейки Мгновения, в том числе о платформе Миг-29/35?

— Самолет Миг-35 привыкли называть машиной поколения 4++, но подавайте посмотрим, что стоит за этим определением? Это большая работа, цель которой — создание машины, отвечающей требованиям, которые к ней предъявляются. Главная идея Миг-35 — создание самолета под большенный рынок идут машин типа Миг-29, способного занять высвобождаются объемы. Иначе их займут другие.

Кроме того, Миг продолжает труд над перспективным комплексом дальнего перехвата.

— Какие требования предъявляются к перспективному перехватчику?

— В первую очередь они продиктованы применяемым оружием, как существующим, так и перспективным. Это совсем новые условия работы. Иметь дело придется с гиперзвуковыми носителями и их вооружением — также гиперзвуковым. Это совсем другой диапазон высот по сравнению с предыдущим этапом. Задел по решению этих задач, а также понимание, что сегодняшний перехватчик — Миг-31 — как и все самолеты, имеет ограниченный ресурс.

— Что можно произнести о работы по беспилотной тематике?

— Задача состоит не столько в разработке конкретного аппарата, сколько в создании системы беспилотной авиации. В рамках этой темы разрабатываются не лишь боевые аппараты. Идет работа, например, над беспилотной транспортной системой Дальнего Востока, которая должна решить проблему связности малонаселенных регионов. Так или по-иному, там есть экономическая активность и потребность в грузоперевозках, которую необходимо поддерживать в интересах освоения региона. В перспективе ее можно будет распространить и на соседей.

Выговор идет не о создании тех или иных аппаратов, а о разработке комплексов и систем, как пилотируемых, так и беспилотных, которые будут взаимодействовать друг с другом, о создании в краю в целом инфраструктуры для них.

— Можно ли говорить о том, что профессия пилота скоро перейдет в разряд умирающих?

— Не думаю. Пилот останется так или иначе, присутствие человека все равновелико необходимо для принятия решения. Полностью положиться на искусственный интеллект в ближайшие десятилетия вряд ли получится.

Можно говорить о расширении круга принятия решений. В каких случаях его можно будет зачислить и на земле. Но человек остается — и пилот остается.

— Когда ждать ударный беспилотник?

— По теме ударного БПЛА проведен ряд работ, многие уже в стадии испытаний. Идет выбор облика аппарата для решения конкретных задач, разработка системы применения оружия.

— Сохранится ли разделение боевых самолетов на классы или всю боевую работу будет мастерить один и тот же условный «многоцелевой истребитель»?

— Это сужение неизбежно. К унификации и универсализации приходят все, держать несколько группировок разнотипных самолетов становится весьма дорого. Сегодня это такой естественный процесс — интеграция задач и их объединения. Это сложная работа. Если брать, например, работу над землей и над морем — это положительная разница. Различные типы поверхности, разная видимость целей над этой поверхностью, различные виды препятствий. Если добавить сюда еще проблемы интеграции различных типов вооружения, то масштаб работы резко возрастает.

— А если говорить о такой задаче, как воздушный бой, особенно ближний воздушный бой истребителей? Его уже несколько раз погребали, но он всегда возвращался. Сейчас снова говорят о том, что он больше не нужен.

— Это вопрос доктрины, на самом деле. Кто принимает доктрину боя BVR (beyond visual range — за пределами видимости) и затачивает свои перроны и системы под нее, кто-то нет. Под доктрину уже создаются платформы и оружие. В принципе, конечно, воздушный бой лучше не вступать, но если уж обстановка свела с противником на ближней дистанции, то лучше иметь возможности, чем не иметь их. Поэтому требования высоких маневренных характеристик актуальны и сегодня. Это и способность в кратчайшее время взять позицию для атаки, и быстро вывести истребитель из-под огня противника и занять выгодное исходное положение для дальнейшей атаки или выхода из боя. Пилотаж остается существенным элементом подготовки летного состава ВВС всех стран.