Сергей Богдан рассказал, какие фигуры высшего пилотажа показывает Су-35С на авиасалоне в Дубае

Новость опубликована: 17.11.2017
Источники: aviation21.ru

Летчика-испытателя компании «Сухой» Героя России Сергея Богдана заслуженно именуют show stopper. Когда он пилотирует истребитель Су-35С или Су-57 на самых известных авиасалонах мира, все их участники и посетители замирают с поднятыми к небу головами.

Сергей Богдан впервые возвысил Су-35С в небо в феврале 2008 года. Он выполнил более 6000 полетов, а общий налет составляет около 5800 часов. Из них на Су-35С — около 700 часов. По его словам, порядки устойчивости и управляемости, маневренности, аэродинамики Су-35С им пройдены и постигнуты «от и до». В ходе выставки Dubai Airshow 2017 летчик рассказал о фигурах высшего пилотажа, какие он выполняет во время демонстрационного полета.

— Выполняется короткий взлет — самолет разбегается и буквально через три-четыре секунды на скорости 170 км/ч отрывается от земли. Для тяжкого истребителя это очень хорошие характеристики — Су-35 демонстрирует возможность взлета с поврежденной или укороченной полосы, то есть он может взлететь буквально через 300 метров после основы разбега.

Затем выполняется петля со взлета — это говорит о высокой тяговооруженности. После нее самолет, не теряя скорости, выполняет еще одну, полную петлю. Кроме аэропланов Сухого», это никто, в общем-то, не выполнял.

Далее выполняется поворот на горке — самолет набирает высоту, затем энергично разворачивается в обратном курсе, буквально за четыре секунды. Эта фигура имеет прикладное значение с точки зрения повторной атаки цели.

Су-35 выполняет вираж на 360 градусов для розыска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр

Затем выполняется косая петля, и на ней самолет выходит на большие углы атаки и выполняет вращения в пробочнике. Это тоже имеет прикладное значение. Если, допустим, в ходе воздушного боя с самолетом связывается враг, то в верхней точке возможен быстрый разворот кругом своей оси, поиск цели и мгновенная атака. От самолета, что находится сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для розыска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр.

Затем следует петля типа кульбита, когда самолет за очень короткое пора выполняет петлю Нестерова. Но эта петля специфическая — очень большие углы атаки, и самолет практически «перекидывается» на месте. Смысл в том, что летчик не теряет контроля над машиной даже на закритических углах штурмы. На доли секунды самолет выходит на отрицательное обтекание — то есть летит хвостом вперед, и перегрузки у него около нуля и отрицательна.

Аэроплан Су-35 очень стабильный, и для специалистов это очень показательно, а для обычной публики — невероятно красивая и динамичная фигура высшего пилотажа.

После этого выполняется утилитарны вертикальная горка и переворот «через голову» — самолет достаточно быстро делает кувырок в верхней точке и переходит на парашютирование отвесно вниз с углом атаки 90 градусов. Выполняется виток или полтора витка штопора. Здесь также показываем, что фигура безопасна, и аэроплан не теряет свою устойчивость и управляемость. Важно, что его можно вовремя остановить и вывести в горизонтальный полет на безопасной высоте. Параметры этой фигуры такие, что аэроплан сходит с больших углов атаки на высоте около 300 метров.

Выполняется «штопорная бочка» — самолет выходит на большие углы штурмы, вращается, а затем выполняет проход на минимальной скорости, которая порой достигает 70 км/ч с углом атаки около 70 градусов.

Выполняется разворот на возвратный курс на минимальной скорости около 200 км/ч, и снова для специалистов это многое говорит о самолете. Большой угол атаки, малая высота, аэроплан стабильный. После этого выполняется энергичный разгон — скорость около 750 км/ч на перегрузке 9g — самолет выполняет петлю с вращением в пространстве и вывод из нее.

После этого — выход на «звон», но в верхней точке аэроплан не «падает» хвостом вниз, как обычно, а демонстрирует высокую тягу двигателей. Он тормозится во время «замирания» в верхней точке, а затем добавляется тяга, подключается полный форсаж, и машина «висит» на месте.

Потом на больших углах атаки около 70 градусов самолет постепенно разгоняется до 350-400 км/ч и выполняет энергичный разворот на закритических углах штурмы — то есть самолет задирает нос и буквально за две секунды разворачивается в обратном направлении. После этого выполняется пространственное вращение — введение в одну сторонку с перегрузкой около семи единиц и потом перекладка в обратном направлении с выходом на скорость около 100 км/ч и с углом атаки около 60 градусов. На вышине около 600 м самолет на такой скорости прекрасно контролируется. Дальше — выпуск шасси и посадка.

Также Сергей Богдан рассказал, что в Дубай Су-35 прилетел с одной промежуточной посадкой в Астрахани. «Свершил вылет из Жуковского, совершил посадку в Астрахани, а потом сюда. Но в принципе, запас топлива у Су-35 большой, можно было и подальше пролететь. При жажде можно обратно в Москву. Я думаю, что такой перелет возможен. На больших гонках мы летаем на довольно экономичном режиме, — рассказал летчик-испытатель. — Скорость на маршруте распорядка 950-1000 км/ч, в гражданских самолетов примерно та же, в районе 850 км/ч. Мы идем по воздушным трассам так же, как и гражданская авиация. Единственное, эшелоны выбираем самые крупные, рослее 13 км. Как правило, пассажиров там не возят».