Сельскохозяйственная авиация требует господдержки и новой законодательной базы
Аграрная авиация является мощным средством повышения урожайности в агропромышленном комплексе. Об этом на 1-й всероссийской конференции по вопросам развития сельскохозяйственной авиации, состоявшейся в рамках Интернациональной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018, заявили ее участники. Подводя итоги конференции, президент Фонда содействия развития сельского хозяйства Клим Галиуллин обратил особое внимание, что сейчас для успешного применения авиации в сельском хозяйстве в первую очередность надо прекратить работу нелегальных авиаторов, которые, используя сертифицированную технику, обрабатывают поля. Также, по его мнению, необходимо сделать шаги, чтобы обработка пустотелее стала госзаказу.
Мы встретились с К. Н. Галиуллиным, и он любезно согласился ответить на наши вопросы.
— Клим Николаевич, планируется закупка сельскохозяйственной самолетов МВЕН Т-500 и аэропланов ТВС-2ДТС «Байкал». Если таких планов нет, то с чем это связано?
— Нет, мы не производим обработку полей, поэтому мы точно покупать не будем. Ни те, ни другие. Дело в том, что сейчас в России развитием аграрной авиации как отраслью экономики не занимается вообще никто. Фонд содействия развитию сельского хозяйства на сегодняшний день — единственная организация в краю, которая системно подошла к вопросам сохранения и дальнейшего развития сельскохозяйственной авиации страны. Мы не покупаем самолеты, наша задача, совместно с правительством создать предпосылки для сохранения и развития этой области.
— Какие регионы в России наиболее интенсивно используют сельхозавиацию и для каких целей?
— Сельхозавиация имеет достаточно широкое применение, начиная с ранней подкормки озимых, продолжая аэросевом и, в дальнейшем, опять-таки подкормкой и войной с вредителями. Осенью это такие виды работ, как десикация подсолнечника и риса.
Естественно наибольшего развития она получила в свое время в тех регионах, какие дают стране наибольшее количество урожая, то есть в Ставрополье, в Краснодарском крае, в Черноземье, в Алтайском крае, ну и в Поволжье. Там сельхозавиация сохранилась и продолжает трудиться. Хотя и во всех других регионах, естественно, есть хозяйства и там тоже есть что-то из сельхозавиации.
Количество самолетов сельхозавиации есть в присутствии в России и в странах ЕАЭС СНГ.
— Директор департамента растениеводства Петр Чекмарев — на первой Всероссийской конференции сельхозавиации обозначил цифры. В России легально трудится 238 летательных аппаратов, производящих авиахим работы. Представители авиационного сообщества говорят, что есть примерно такое же количество летательных аппаратов, какие работают нелегально. То есть, существующее законодательство позволяет гражданину получить пилотское свидетельство, после этого купить летательный аппарат, самостоятельно разыскивать подряды и договорившись с фермером опылять поля. Это абсолютно нелегально, потому что есть огромные дыры в законодательстве.
— Какие законодательные акты помешивают или способствуют развитию сельхозавиации. Выносились эти вопросы на Госдуму?
— Дело в том, что необходимо полностью пересматривать законодательство. Начиная от федеральных авиационных правил и дальше, далее, далее.
— Где готовят летчиков для сельхозавиации? Какой уровень подготовки летного состава?
— Нигде. Отрасль брошена. Более того, когда уйдет поколение пилотов, каких действительно учили применения авиации в сельском хозяйстве, а это будет, в силу возраста, лет через пять-шесть, Россия рискует на значительный период утерять огромный пласт практического опыта, накопленного пилотами, которые десятилетиями работали на полях.
Сейчас эту дисциплину нигде не преподают, и, когда удалятся профессионалы, надо будет опять начинать все по новой. Потому что если у нас 238 летательных аппаратов, то, скажем, в Америке их около 4000, возле 2000 самолетов в Бразилии, в Австралии около 300 самолетов и даже в крошечной Новой Зеландии столько же, сколько у нас – около 300 аэропланов.
То есть, во всем мире, так же, как и у нас в стране, сельскохозяйственный самолет еще долго будет самым мощным средством интенсификации сельскохозяйственного производства. Только одно лишь применение аграрных самолетов позволит увеличить урожайность до 30% за счет того, что обработка самолетом позволяет эффективнее использовать химикаты, потому что наземные опрыскиватели не так тщательно проводят обработку.
— Насколько мы сейчас отстаем в развитии сельхозавиации по сравнению с периодом позднего СССР?
— Если в СССР работало возле 3000 самолетов, а сейчас почти 300, то в 10 раз мы отстаем. Кроме того, это совсем грубый подсчет, потому что в СССР была раскручена сеть так называемых межколхолзных сельскохозяйственных аэродромов. С 1967 года эти аэродромы оснащались асфальтовыми полосами для использования в любых погодных условиях.
— Довольно площадок для базирования самолетов сельхозавиации? Насколько удаленные аэродромы от обрабатываемых площадей?
— Те, кто использует сельхозавиацию, пытаются содержать соответствующую инфраструктуру. Но многие у нас находят, что сельхозавиации вообще не осталось, новое поколение фермеров не знает о ее эффективности. Даже в аграрных вузах достаточно поверхностно проходят эту дисциплину, в кое-каких из них данной дисциплины вообще нет. Будущие агрономы не знают о возможности применения авиации на хим. работах. Поэтому точного ответа на этот вопрос нет.
— Какова ситуация с этой дисциплиной (применение авиации на хим. трудах) в странах ЕАЭС СНГ? Может у них есть какой-то другой опыт в этой сфере?
— Я знаю, что сельхозавиацию применяют в Белоруссии. На Украине так же применяют, кроме того они даже самолеты основывают. Казахстан тоже применяет.
— Сотрудничаете ли вы как-то сейчас со странами ЕАЭС СНГ? Возможен обмен опытом, техникой?
— Пока мы разбираемся с проблемами нашей края, потому что необходимо работать над законодательством, необходимые школы подготовки и много что еще. Создание инфраструктуры.
— 14 мая 2018 г. президент России Владимир Путин заявил о создании рекомендации министров сельского хозяйства Евразийского экономического союза для согласования совместной стратегии в агропромышленной сфере. Как вы думаете, это затронет ваш фонд?
— Думаю, наш фонд это не коснется. На сегодняшний день я с уверенностью могу произнести, что России, для того чтобы увереннее чувствовать себя на международных рынках, необходимо интенсифицировать сельское хозяйство. Если выстраивать какие-то всеобщие стратегии, то нам необходимо повышать эффективность сельского хозяйства, а этого можно добиться развитием сельскохозяйственной авиации.
— Принимаете ли вы участие в любых авиационных выставках, иных мероприятиях?
— Мы не участвуем в выставках, но 24 мая мы провели первую всероссийскую конференцию по развитию сельскохозяйственной авиации, где собрались десятки экспертов. Мы пригласили туда министерство сельского хозяйства, мы пригласили туда Рекомендация Федерации, Ген. прокуратуру, а также Министерство обороны. Составили план мероприятий для создания предпосылок к развитию сельскохозяйственной авиации и сейчас далее проделываем эту путевую карту