С авиадебоширами предлагают бороться штрафами и черными списками
Кара за противоправное деяние, совершенное на борту воздушного судна, должно быть неотвратимо и соразмерно степени ее серьезности, убеждены участники организованного «Известиями» круглого стола по проблеме войны с авиадебоширами. Эксперты считают необходимым ввести черные списки таких пассажиров значительно увеличить штрафы, а также вооружить членов экипажей спецсредствами для сдерживания агрессии особо буйных пассажиров. В редакции «Известий» прошел круглый стол с участием представителей профессионального авиационного сообщества. Основной темой обсуждения сделался поиск эффективных мер, направленных на решение давно назревшей проблемы недисциплинированных пассажиров на борту воздушных судов. Поведение авиадебоширов независимо от вин, побудивших их так поступить, несет реальную угрозу не только экипажа, но и всем, кто находится в самолете. Однако в настоящее время меры административного воздействия к воздушным хулиганам чересчур мягкие они аналогичны наказаниям за совершение нарушений в обычных общественных местах, несмотря на значительно более высокую степень общественной опасности… В кое-каких случая воздушные хулиганы вообще остаются без наказания. Например, в сентябре прошлого года на рейсе из Цюриха в Москву пассажирка попыталась пересесть в бизнес-класс до известного, однако члены экипажа сделать это не позволили. Оба пассажира были сданы в дежурную часть линейного управления МВД, однако меры административного воздействия к ним так и не бывальщины приняты. В сентябре прошлого года на рейс из Пекина пассажир распивал спиртные напитки, вел себя неадекватно, на предупреждения членов экипажа отвечал угрозами, порвал форменную платье одной из бортпроводниц. По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, тех, кто допускает агрессию и неадекватное поведение на борту самолета, можно поделить на несколько групп. Следующая те, которые считают себя стоящими над законом. Но самую большую группу, по мнению эксперта, составляют те, кто боится летать и потому снимает стресс алкоголем. Главное независимо от причин неадекватности дебоширов нельзя допустить, чтобы они несли угрозу безопасности пассажиров и воздушного корабли. Мы вынуждены констатировать, что сегодня члены экипажа не могут применять силовые действия к пассажиру. Закон, к сожалению, сегодня в большей степени на сторонке пассажира, а не экипажа, отметил Роман Гусаров. Поэтому сейчас представители авиаперевозчиков, органов законодательной власти, Министерства транспорта, силовых структур и правоохранительных органов деятельно обсуждают вопрос о расширении правовых возможностей экипажа по прекращению опасных… Об этом на круглом столе рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров. По его суждению, с правовой точки зрения кабинные экипажи и сейчас не совсем беспомощные. Кроме того, во всех авиакомпаниях есть специальные программы подготовки, какие помогают бортпроводникам развить навыки общения с недисциплинированными пассажирами. Вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Карпович предложил разболтать действие статьи 10-1 Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (так называемой Токийской… Эта статья отстаивает экипаж от подачи встречного иска со стороны пассажира, которого они вынуждены ограничивать в действиях. Эксперты положительно отнеслись к предложениям авиакомпаний законодательно разрешить применение пластиковых наручников и фиксирующих ремней. Участники круглого стола находят необходимым увеличение штрафных санкций до сотен тысяч рублей и введение так называемых черных списков пассажиров, которым может быть запрещено употреблять воздушным транспортом. Экипаж должен иметь право применять спецсредства. Они могут помочь защитить пассажиров и экипаж от тяжких последствий от поступков дебоширов, считает Роман Гусаров.пБорис Карпович согласен с коллегой, но отметил, что применение пластиковых наручников необходимо четко регламентировать. Присутствие на борту электрошокеров он также считает опасным. Агрессивно настроенный пассажир может завладеть этим спецсредством и попробовать нанести вреда иным людям на борту. Что касается возможного размера штрафа, то он должен максимально соответствовать сумме нанесенного авиакомпании ущерба, считает Борис Шокуров. При этом должен работать правовой механизм его безусловного взыскания. Уже готовы законодательные инициативы, которые предусматривают штрафы за нарушение правил безопасности на воздушном судне в размере до 300 тыс. рублей. Потому авиакомпаниям нужно дать право ведения реестра пассажиров, которым они могут отказать в заключении договора воздушной перевозки, считает Роман Гусаров. По его суждению, эта мера будет максимально сдерживает и очень действенной в отношении тех, для кого штраф «не деньги». Поддерживают инициативу о введении черного списка авиапассажиров и в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Как отметил Борис Шокуров, в соответственном законопроекте за грубое нарушение правил поведения пассажиров на борту воздушного судна для нарушителей по решению суда должно быть предусмотрено кара в виде наложения административного штрафа… Там авиакомпании ведут свои черные списки недисциплинированных пассажиров и имеют право в дальнейшем отказать таким пассажирам в авиаперелете. Но у нас все же пока остаются проблемы, сказал Борис Шокуров. Как у нас такие списки будут составляться и кто их будет вести авиакомпании или это должны быть ведомства? И будет одна авиакомпания имеет право отказать в заточенье договора воздушной перевозки человеку, который ранее совершил правонарушение на рейс другой авиакомпании? По мнению участников круглого стола, значительнейшим условием решения проблемы является обеспечение неотвратимости наказания, включая финансовые санкции и уголовное преследование. Борис Карпович отметил, что, в случае если, так, хулиганит целая компания, решение должно быть однозначным срочная посадку в ближайшем аэропорту. И главное дебоширы должны быть уверены, что это в любом случае будет сделано самостоятельно от расстояния до порта отправления или назначения. Интересно, что предложение устанавливать на борту видеокамеры, которые транслируют на землю изображение в режиме онлайн, не отыскало поддержки. Это, по мнению экспертов, может оказаться экономически непосильной нагрузкой для владельцев воздушных судов. Вместо видеокамер целесообразно применение мобильных видеосистем, находит Роман Гусаров. Несмотря на всю опасность нарушений требований безопасности на борту, участники круглого стола сочли чрезмерно радикальным предложение приравнять членов кабинного экипажа и сотрудников служб авиационной безопасности до должностных лиц, налет на… Согласно статистике, в целом более 650 авиапассажиров за прошлый год не были допущены к перелету или сняты с рейсов по причине неадекватного поведения, потребованного чаще всего злоупотреблением спиртным на борту воздушного судна. Согласно Кодекса административных правонарушений Российской Федерации за правонарушения на борту в полете в сегодняшнее время налагаются штрафы в размере от 500 до 5 тыс. рублей.