Русский с Казахом братья навек: страны договорились о расширении полетов
Авиационные воли России и Казахстана с 2016 года стороны вокруг права казахстанских компаний летать по транссибирским маршрутам в Монголию, наконец достигли компромисса. Российская сторонка позволила казахстанским авиакомпаниям летать в Улан-Батор ограниченное количество раз в неделю за «символическую сумму», но с условием назначения второго российского перевозчика для полетов из подмосковного Жуковского в Астану. В районы такой размен называют «неравноценным», но признают, что это способ «уладить давние разногласия».
Россия и Казахстан договорились о расширении полетов между краями, сообщила Росавиация. С марта 2018 года частота рейсов из Петербурга в Астану и Алматы увеличится с семи до десяти в неделю, а с марта 2019 года до четырнадцати. С 2019 года на этих курсах может появиться второй перевозчик при условии, что он не будет аффилирован с уже летающими «Аэрофлотом» и его дочерней «Россией». С весны 2018 года также возрастет число рейсов между Москвой и Астаной с девяти до двенадцати. Источники «Ъ», близкие к ситуации, говорят, что Казахстан также согласился на второго российского перевозчика с правом на полеты из подмосковного Жуковского в Астану (с июня тут работает казахстанская SCAT Airlines). В Минтрансе РФ «Ъ» сообщили, что за последние полгода между авиавластями двух стран «налажен конструктивный диалог, в итоге которого уже наблюдаются позитивные сдвиги». Там подчеркнули, что РФ «всегда выступала за либерализацию воздушного сообщения и увеличение количества рейсов на данных направлениях для предоставления пассажирам немало дешевых тарифов».
Полеты между РФ и Казахстаном всегда считались прибыльными, но до октября 2015 года направление было монопольным: в девять из десяти городов Казахстана летала лишь «Трансаэро», получая от этого в летний сезон около 1 млрд руб. прибыли. Сейчас полеты выполняются из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Самары и Иркутска в Астану, Алматы, Караганду, Актобе, Актау и Шымкент. Коммерческий директор S7 Group Игорь Веретенников известил «Ъ», что авиакомпания «активно развивает сеть международных перевозок из Петербурга», Казахстан также входит в сферу интересов S7. Другие компании «Ъ» не ответили.
Ключ издания “Коммерсантъ“, знакомый с ситуацией, отметил, что Казахстан согласился на увеличение числа рейсов и второго перевозчика при условии, что Air Astana получит право летать в Улан-Батор с пролетом 300 км по транссибирским линиям над РФ. Он уточнил, что «речь может идти о символическую плату» назначенному перевозчику «Аэрофлота», «за ограниченное количество полетов в неделю». В «Аэрофлоте» «Ъ» не отозвались, с авиавластями Казахстана связаться не удалось.
Напомним, на заключении коммерческого соглашения настаивала РФ, когда в марте 2016 года разгорелся двусторонний конфликт, какой грозил прекратить авиасообщение между странами. Москва отказывалась позволять Air Astana бесплатно летать по транссибирскому маршруту в Монголию, опасаясь прецедентного несогласия от пролетных платежей. В компании признали аргумент «несостоятельным»: маршрут и начинается, и заканчивается в Азии. Вице-президент Air Astana Белла Тормышева тогда сообщала «Forbes Казахстан», что «Аэрофлот» был готов пойти навстречу с условием выплаты роялти или предоставление ему четырех мест на каждом рейсе, а также направленье второго перевозчика для полетов из Москвы в Казахстан.
Источник в отрасли считает решение разрешить Air Astana полеты в Улан-Батор в обмен на Жуковский «неравноценным: за этот пролет можно было бы спрашивать назначения из московских аэропортов», но это, по его словам, способ «уладить давние разногласия». Борис Рыбак из Infomost говорит, что неоднозначный региональный статус аэропорта Жуковский вдруг нашел интересное применение в контексте взаимоотношений со странами СНГ: этот аэропорт играет роль главного инструмента либерализации воздушного сообщения.
Розыск дешевых билетов по всем авиакомпаниям: