Ростех построит в Москве центр техобслуживания для самолетов
«Ростех» сделал новоиспеченную попытку создать с иностранным партнером базу техобслуживания и ремонта (Тоир) самолетов. Госкорпорация договорилась с итальянской Atitech построить за два года подобный центр в Москве. В 2013-2014 годах «Ростех» пытался организовать центр Тоир с «Аэрофлотом» и швейцарской SR Technics, но тогда это не удалось. Новоиспеченный проект на рынке оценивают положительно, но напоминают, что с учетом невысокой рентабельности окупаться он будет непросто, пишет Коммерсантъ.
«Ростех», подконтрольная ему «Технодинамика» и итальянская Atitech Spa подмахнули соглашение о разработке и строительстве в Москве центра Тоир самолетов, компонентов и двигателей, сообщила госкорпорация. Стороны создадут СП для проекта, за два года она выстроит площадку и ангар «с учетом требований производителей и авиавластей России и Европы».
Сейчас рассматривается несколько площадок в Москве, где будут обслуживаться как зарубежные самолеты Boeing, Airbus, Bombardier, так и российские SSJ100 и МС-21. Для заключительного центр станет важным звеном в системе послепродажного обслуживания», сообщили в «Ростехе». В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Ъ» сообщили, что «приветствуют развитие базара сервисных услуг». В Atitech «Ъ» сообщили, что меморандум о взаимопонимании подписан в январе, а в июне было создано СП «в соответствии с российским законодательством». Итальянская сторонка также будет обучать российских инженеров в Неаполе.
Atitech один из крупнейших в ЕС провайдеров услуг по ремонту и обслуживанию авиатехники. Акционеры Manutenzione Aeronautiche (сквозь частный фонд прямых инвестиций Meridie, 60%), Alitalia (15%), Leonardo (бывшая Finmeccanica, 25%).
«Ростех» давно рассматривал организацию в РФ полномасштабного бизнеса по Тоир. В 2013-2014 годах с «Аэрофлотом» и швейцарским провайдером SR Technics (сейчас на 20% относится арабской Mubadala, 80% в китайской HNA Aviation) госкорпорация планировала организовать систему техобслуживания самолетов, но проект был заморожен. В начале 2016 года ключи «Ъ» на авиарынке говорили, что «Ростех» анализировал возможность купить Atitech. Инвестиции в проект оценивались в €140 млн: €60 млн на покупку компании, €50 млн (гадательно из бюджета) на строительство ангара, €30 млн в локализацию ремонта компонентов и освоение компетенций. Ключевым условием проекта было привлечение «Аэрофлота» как якорного заказчика. В «Технодинамике» «Ъ» пояснили, что сейчас «выговор идет о другой проект, в котором не рассматривается покупка итальянской компании, а предусматриваются создание инфраструктуры в России и локализация производства». В компании не сделались раскрывать финансовые показатели проекта, они согласуются с ключевыми партнерами».
Источник «Ъ» в одной из компаний по Тоир говорит, что в РФ пока не так много игроков в сегменте, но качество их трудов в иностранных лизинговых компаний вызывает определенное недоверие. Поэтому авиакомпании РФ обслуживают самолеты также в Восточной Европе и Турции, где стоимость услуг в полтора раза ниже ($50-60 за нормо-час), чем в Западной Европе (в РФ нормо-час стоит $40). По суждению собеседника «Ъ», приход иностранного игрока повысит доверие к ремонту в РФ. Кроме того, российские самолеты будут регистрироваться в реестре РФ, и у провайдера услуг должен быть российский сертификат. В то же пора источник «Ъ» отметил, что этот бизнес требует серьезных затрат на начальном этапе при сроках окупаемости семь-десять лет. «Реальная работа по Тоир МС-21 начнется не ранее 2026 года, когда будет налажено массовый выпуск и они налетают достаточный срок для таких трудов», — считает он, добавляя, что «только на SSJ100 не вернуть инвестиции». Но, по его мнению, «выбор Москвы для базы Тоир не лучший вариант, здесь расходы на персонал рослее, чем в регионах, а это ключевой фактор для рентабельности бизнеса».