Ростех не комментирует предположения западных СМИ о выходе Индии из проекта FGFA

Новость опубликована: 28.04.2018
Источники: aviation21.ru

Россия не получала от руководства Индии извещение о выходе Нью-Дели совместного проекта по созданию истребителя пятого поколения (Fifth generation fighter aircraft, FGFA), заявил в ходе авиасалона Eurasia Airshow-2018 директор по интернациональному сотрудничеству и региональной политики госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов.

20 апреля специализирующееся на оборонной тематике издание jane’s Defence Weekly известило со ссылкой на свои источники, что Индия приняла решение приостановить участие в многолетней программе создания перспективного истребителя пятого поколения FGFA и уже известила об этом Россию.

«Высокопоставленные индийские чиновники, в том числе советник по национальной безопасности Аджит Доваль и министр обороны Санджай Митра известили во время визита российской министерской делегации, что Индия выходит из программы FGFA», — пишет издание.

Причиной такого решения стали якобы несоответствия заявкам российского истребителя ВВС Индии по скрытности, авионики, радарам и двигателю.

«Я не могу комментировать предположения зарубежных журналистов. Могу комментировать только заявления суверенного руководства Индии. От него таких заявлений не было», — подчеркнул Сокровищ.

При этом jane’s отмечате, что ВВС Индии в грядущем могут вернуться к проекту FGFA или купить уже готовый истребитель Су-57 после того, как он будет принят на вооружение ВКС России.

«Сейчас в высшем военном руководстве Индии шагают споры о концепции развития ВВС страны в целом: может быть разработать свой истребитель, а может купить готовые машины. Давайте почитать их суверенное право принимать это решение», — сказал Кладов, объясняя причину длительных сроков разработки FGFA.

Проект развивается с 2007 года. За 11 лет один-единственным результатом стало создание эскизного проекта FGFA, за что Индия заплатила 295 млн долларов. При этом Су-57, который является прототипом для совместной разработки, есть на завершающей стадии испытаний, выполнен первый полет с двигателем второго этапа — «изделие 30», самолет опробовался в условиях реальных военных действий в Сирии.

Надо сказать, что Индия уже не в первый раз выходит из программы FGFA. 20 октября 2017 года издания Defence News в очередной раз известило о прекращении совместной разработки.

«Амбициозная индо-российская программа совместной разработки и производства истребителей пятого поколения FGFA стоимостью 10 биллионов долларов стоит перед новым серьезным препятствием, так как индийские ВВС требуют прекращения проекта», — говорится в сообщении.

Высшее руководство ВВС выразило опасения перед министерством обороны, заявив, что предлагаемая программа FGFA не отвечает ожидаемому, например, возможностям истребителя F-35 и ВВС не стремятся продолжать программу.

По словам чиновника ВВС Индии, издание утверждает, что FGFA не соответствует уровню скрытности по сравнению с истребителем F-35, также аэроплан не имеет модульной концепции двигателя, что делает техническое обслуживание и поддержание исправности флота дорогим и сложным.

На основании этого руководство ВВС предложил волям своей страны выйти из совместной российско-индийской программы FGFA.

Сайт «Авиация России» уже сообщал, что в Индии для изучения различных аспектов FGFA министерством обороны была создана группа высокопрофессиональных экспертов по оценке целесообразности совместного проекта и альтернатив ему. Эксперты выплеснули заключение, что несмотря на серьезные претензии, которые предъявляют ВВС к этому проекту, комитет рекомендовал министерству обороны Индии продолжить совместную труд.

Позже стало известно, что Индия готова подписать итоговое соглашение на разработку проекта FGFA. Представитель Министерства обороны Индии уточнил, что совместная с Россией труд будет идти параллельно с самостоятельной разработкой собственного среднего истребителя. «Внутренний комитет, который возглавляет маршал авиации Симхакутти Вартхаман, изучив технические параметры, рекомендовал Индии приобрести индийско-российский FGFA», — сказал официальный представитель министерства обороны.

Таким образом можно предположить, что в военных кругах Индии присутствует мощное лобби, какое продвигает интересы западных авиастроительных корпораций в противовес российскому влиянию. Что касается истребителя пятого поколения, то США никогда не рассматривали возможность поставок F-35 Индии, и уж тем немало никогда не поднимался вопрос о передаче технологий.

Учитывая, что российский Су-57 состоялся, и в этом году ожидается поставка в войска установочной партии этих машин, FGFA вяще нужен именно индийским ВВС, тем более, что пока Индия самостоятельно не может разработать современный истребитель — ни легкий, в котором остро нуждается, ни тяжкий пятого поколения.

Справка

На выставке Defexpo-2018, заместитель председателя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Владимир Дрожжов известил о практической готовности контракта на ОКР по истребителю FGFA.

«Контракт на опытно-конструкторскую разработку готов. Мы ожидаем политического решения индийской стороны. Что касается информации сравнительно отказа, то мы ее не получали от наших индийских партнеров», — сказал Дрожжов.

«В ходе наших встреч, которые мы проводим на всех уровнях, мы сообщаем о нашей готовности подмахнуть. Индийская сторона заявляет: «Да, идут определенные процедуры согласования, ожидается окончательное политическое решение». Пока что никаких заявлений об отказе от проекта не поступало», — добавил он.

Дрожжов подчеркнул, что уже целиком обсуждены и стоимость, и объем передаваемых индийской стороне технологий, контракт полностью готов.