Российскую авиацию ждет крупнейшая реформа
В ближайшее время Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) приступит к проведению крупнейшей реформы отрасли. Кроме кадровых перестановок, которые произойдут в «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и корпорации «Иркут», изменится схема управления авиапромом: ОАК соединится со своим гражданским дивизионом в единое юридическое лицо, которое будет одновременно и корпоративным центром корпорации, и управляющим ее гражданскими проектами, в частности МС-21 и SSJ 100. Этот шаг сделается для ОАК первым для перехода на единую акцию. По сведениям издания “Коммерсантъ“, изменения будут юридически оформлены на заседании советов директоров ОАК, «Иркут» и ГСС, какие состоятся уже 1 сентября.
О предстоящей реформе авиастроительной отрасли «Коммерсант» рассказали несколько топ-менеджеров предприятий промышленности, собеседник в Минпромторге и источник в аппарате правительства. По их словам, выговор идет об объединении ОАК, «Иркут» и ГСС в единое юридическое лицо. Новая структура будет совмещать функции корпоративного центра «единого операционного холдинга», так и функцию управления штатскими программами ОАК. В 2016 году совет директоров ОАК принял решение о формировании четырех дивизионов: гражданской, военного, транспортного и стратегического.
По словам ключей «Ъ» в авиапроме, создание юридического лица на базе гражданского дивизиона не случайно: в условиях сокращения гособоронзаказа правительство делает ставку на развитие штатского сегмента, который по своим объемам не уступает военным программам». Правда, гражданская составляющая ОАК не является беспроблемной. Так, среднемагистральный МС-21 еще не запущен в серийное производство, а поставки ближнемагистрального SSJ 100 сталкиваются со сложностями. Несколько ключей «Ъ» отмечают, что ОАК взяла за основу модель преобразований концерна Airbus: «Европейский опыт оказался успешным сократились уровне управления, оптимизировали затраты».
Президент ОАК Юрий Слюсарь в интервью «Ъ» 18 июля говорил, что акционер поставил перед ним задачу «ускорить корпоративную реорганизацию и создать целую компанию»: «Без единства нет конкурентоспособности. Единственная корпорация должна стать той машиной, которая эту конкурентоспособность будет обеспечивать».
Источник «Ъ», близкий к ОАК, сообщает, что в существующем виде в корпорации не было достаточно средств для развития «разрозненных компаний и структур». Объединение ОАК с «Иркутом» и ГСС станет первым шагом для перехода корпорации на целую акцию: в отрасли ожидают, что экономия от такой трансформации составит около 50 млрд руб.
Преобразования будут сопровождаться кадровыми перестановками. Так, президент ОАК Юрий Слюсарь на переходный этап также возглавит «Иркут», сменив на этом посту многолетнего руководителя корпорации Олега Демченко. Структуры управления двух корпораций должны соединиться: они будут отвечать за производство всей линейки гражданских самолетов. ЦСС, в свою очередь, будет заниматься маркетингом, продажами и послепродажным обслуживанием штатской авиатехники. Господину Демченко, по данным «Ъ», предложат должность вице-президента и генконструктора за гражданскими программами ОАК.
В ГСС также сменится руководитель: место Владислава Масалова займет генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК Александр Рубцов. По словам ключа «Ъ» в аппарате правительства, эта мера отчасти вынужденная: работой господина Масалова были крайне недовольны министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вице-премьер Дмитрий Рогозин, находили, что он не реализует весь потенциал ЦСС для продвижения продукции, а также слабо организует послепродажное обслуживание SSJ 100. На господина Рубцова с учетом опыта его труды в ИФК возлагаются надежды, говорит его знакомый, предложение перейти на работу в ОАК он получал несколько раз, однажды даже была подготовлена правительственная директива, но в заключительный момент господин Рубцов передумал. Последний раз устроиться в ОАК господа Рогозин и Слесарь предложили Александру Рубцову буквально в воздухе, во время перелета по маршруту ИркутскУлан-УдэМосква, когда делегация во главе с вице-премьером посещала с пролетариям визитом Иркутский авиастроительный завод. Теперь его кандидатура согласована со всеми необходимыми сторонами, «пути назад нет», подтверждает собеседник «Ъ» в авиапроме (ИФК от комментариев отказались). Владислав Масалов без труды не останется: он возглавит совет директоров российско-китайского совместного предприятия, разрабатывает широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет.
Реорганизация скажется и на ряде проектов ОАК: так, так, к 2022 году «Иркут» фактически отойдет от реализации военных программ, сконцентрировавшись исключительно на производстве самолетов типа МС-21. Самолеты SSJ 100 сделаются частью семейства МС-21. По данным «Ъ», сейчас в ОАК и правительстве прорабатывается вопрос о создании нового самолета на базе SSJ 100 на 130 пассажиров с частью локализации не менее 80% и с учетом технических решений, применяемых в МС-21 (например, установка композитного крыла). Предполагаемая название МС-21–100.
Производство многофункциональных истребителей Су-30СМ до 2022 года будет утилитарны завершен. По данным «Ъ», ОАК нужно обеспечить к 2022 году загрузка мощностей производством около 100 Су-30СМ примерно 50 будут закуплены для нужд морской авиации ВМФ, а 50 поставлены на вывоз. После этого все военные программы (за исключением учебно-боевые Як-130 и учебных Як-152) отойдут к корпорации «Сухой» (производитель истребителей Су-35 и Су-57).
В других дивизионах ОАК изменения немного радикальные. В военном будет проведена консолидация корпораций «Сухой» и Миг, а также сформировано объединенное КБ. В транспортном передача компании «Ил» двух площадок в Ульяновске и Воронеже (для организации серийного производства транспортных аэропланов). А в стратегическом и специальном консолидация активов на базе «Туполева» (дивизион будет включен Казанский авиазавод).
По данным «Ъ», эти решения будут юридически оформлены на заседании рекомендаций директоров ОАК, ГСС и «Иркут», которые запланированы 1 сентября.
В ОАК от комментариев отказались.