Штатская авиация России в 2017 году продемонстрировала рекордный рост объемов перевозок – услугами авиакомпаний из РФ воспользовались более 105 млн пассажиров. Глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько в интервью «Известиям» рассказал, что ждет область в этом году, насколько готовы аэропорты к ЧМ-2018 и когда будет завершена сертификация самолета МС-21.
Санкции нам никак не ударили. К 95-летию штатской авиации, которое будет отмечаться 9 февраля, мы подходим с очень хорошими показателями. По 2017 год у нас рекордный объем перевозок за всю историю современной штатской авиации российские авиакомпании перевезли более 105 млн человек. В целом, вместе с перевозчиками и партнерами с других стран услугами наших аэропортов воспользовались немало 185 млн пассажиров. Россияне стали гораздо чаще летать внутри России, чем за границу.
С начала 2018 года мы отмечаем дальнейшее увеличение числа полетов. По Московскому авиаузлу рост составляет до 10%. Мы рассчитываем, что серьезным импульсом для дальнейшего роста будет перевозка пассажиров до мест проведения чемпионата вселенной по футболу. Предполагаем, что возникнет дефицит провозных возможностей российских авиакомпаний. Поэтому мы даже предложили исключительно на время проведения чемпионата разрешить иноземным перевозчикам каботаж (полеты внутри страны. «Известия») для перевозки своих болельщиков сборных и команд. Сейчас это решение за правительством.
Во всех 13 аэропортах, размещённых в 11 городах, будет обеспечена готовность к проведению чемпионата мира. У нас другого пути нет. Сейчас принимаются дополнительные меры для устранения отставаний, какие отмечались в предыдущие годы.
Открыт и работает аэропорт Платов в Ростове-на-Дону. В аэропорт Саранск уже выполнен технический рейс, поэтому по нему вяще нет вопросов. С аэропортом Волгоград практически все вопросы сняты. У нас также есть четкое понимание, что мы обеспечим готовность аэропорта Калининграда к проведению чемпионата вселенной. В Екатеринбурге практически все готово. Аэропорт Нижнего Новгорода будет готов. В Самаре необходимо завершить строительство и оснащение аварийно-спасательных станций и небольшого участка перрона это тоже все будет выполнено в срок.
В Домодедово кушать очень серьезные проблемы, связанные с тем, что под внешним управлением находится Промсвязьбанк, который предоставлял банковскую гарантию подрядчика, выполняющего работы по стройке перронов. А подрядчик попал в предбанкротное состояние. Совместными усилиями Банка России и администрации Промсвязьбанка удалось пролонгировать действие банковской гарантии до января 2019 года, и реконструкция в Домодедово будет продолжаться.
Что прикасается Шереметьево, то в ближайшее время мы рассчитываем закончить работу по оформлению переноса коммуникаций, и тогда у нас хватит времени завершить строительство третьей взлетно-посадочной полосы к чемпионату вселенной.
Мы рассматриваем изменения в системе сертификации в качестве меры по укреплению отечественной авиационной индустрии, полномочий национальных государственных органов, которые тащат ответственность за будущее развитие гражданского авиастроения и гражданской авиации в стране. Ведущие авиационные державы и государства импортеры российской авиационной техники, а также интернациональная авиационная общественность были одними из первых проинформированы об изменениях в области сертификации авиационной техники. И они полностью поддержали эти изменения.
В 2016-2017 годах состоялись визиты аудиторов ведомств штатской авиации КНР и Италии в Россию с целью оценки российской системы сертификации. В текущем году запланированы новые визиты представителей авиационных ведомств иных государств. Практически достигнуты договоренности с Европейским агентством по безопасности полетов, и 29 января Росавиация и Европейское агентство по безопасности полетов подмахнули Соглашение о поддержании летной годности. Подписано соглашение между Росавиацией и итальянскими авиационными властями, что обеспечивает бесперебойный экспорт самолетов SSJ в различные страны мира.
Поддержку продвижения авиационной техники за рубеж Росавиация осуществляет путем заключения соглашений о поддержании летной годности и обоюдное признание сертификации. Сейчас ведем такие переговоры с Институтом гражданской авиации Кубы, с авиационными властями Бразилии, Мексики, Китая и иных государств. Авиационные власти Турции готовы уже в феврале подписать с нами рабочее соглашение для обеспечения бесперебойных экспортных поставок российских вертолетов на турецкий базар.
Также работаем с министерством гражданской авиации Индии, бюро гражданской авиации Японии, Монголии, Индонезии, Южной Кореей. Наши поступки обеспечили, например, поставки вертолетов Ми-171 и Ми-26 на китайский рынок. В настоящее время поставки этих воздушных судов идут в полном соответствии с ранее сформированными графиками.
На крышка января 2018 года в Росавиацию поступило 540 заявок на сертификацию, из них полностью выполнено уже 286. Ни одного срыва или задержки в сертификационных трудах не было. Первостепенными для нас являются заявки, поступающие от российских предприятий. Также отмечу, что за прошедший период нами было оформлено 25 экспортных сертификатов летной годности на вертолеты Ми-171, Ми-26, Ка-32, на самолеты RRJ-95 и Ан-2. Экспортные сертификаты, выданные Росавиацией, бывальщины признаны авиационными властями тех государств, куда экспортировалась российская авиационная техника, без каких-либо замечаний.
Сертификация МС-21 и двигателя ПД-14, которым будет оснащаться аэроплан, станут нашими ключевыми направлениями работы в этом и следующем годах. У нас есть четкие графики выполнения работ. Но сертификация это процесс оценки соответствия характеристик самолета заявленным в техническом задании летно-техническим и иным параметрам, и не всегда эта работа идет гладко. Иногда испытания задерживаются, иногда требуются дополнительные испытания, и тогда графики смещаются. В плане завершения сертификационных трудов по МС-21 у нас стоит первая половина 2019 года.