Росавиация проиграла суд «Трансаэро» и должна выплатить 664 млн рублей
Арбитражный суд Санкт-Петербурга обязал Росавиацию выплатить обанкротившейся в 2015 году авиакомпании «Трансаэро» 664 млн рублей субсидий за транспортирование пассажиров на Дальний Восток в 2015 году, решение было вынесено 29 декабря прошлого года. Месяцем ранее суд присудил авиакомпании 25 млн рублей субсидий за транспортирование в Калининград, это решение Росавиация успела обжаловать, апелляционная инстанция начнет рассмотрение 30 января.
«Трансаэро», некогда второй перевозчик в России, кончила полеты в октябре 2015 года, два месяца назад в компании было введено внешнее наблюдение, в сентябре 2017 года – конкурсное производство.
В 2015 году Росавиация отказалась выплатить «Трансаэро» субсидии под тем предлогом, что у компании бывальщины долги по налогам и другим платежам в бюджет. «Трансаэро» обжаловала отказ в суде, но проиграла во всех трех инстанциях. Летом 2017 года Верховный суд упразднил эти решения. По правилам предоставления субсидий и условиями договора «Трансаэро» и не должна подтверждать отсутствие долга перед бюджетом, пояснила вердикт коллегия Верховного корабля.
При новом рассмотрении исков в арбитражном суде Санкт-Петербурга Росавиация проиграла. Ранее «Трансаэро» взыскивала за перевозку на Дальний Восток 595 млн руб., но к вторичному рассмотрению представила уточненные расчеты и смогла отсудить на 69 млн руб. больше.
«Учитывая определение Верховного суда и его формулировка решения в пользу авиакомпании бывальщины предрешены. Ответчик может обжаловать эти решения, но при каждом новом рассмотрении в следующей инстанции шансов на успех будет все меньше», – находит управляющий партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев. «Решение Верховного суда оказывают серьезное влияние на суды всей системы, и, чтобы решение в апелляционной инстанции было в прок Росавиации, ей нужны новые и крайне убедительные аргументы», – соглашается исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов.
Представитель Росавиации на запрос не отозвался. Невыплаченные «Трансаэро» субсидии были потрачены в 2016 г. на субсидирование перелетов. Иски «Трансаэро» составляют почти 10% всей программы субсидирования перелетов в 2018 г. – на нее Росавиация планирует устремить 7,2 млрд руб.
Если апелляционный суд оставит решение первой инстанции в силе, «Трансаэро» сможет получить исполнительный лист. «Во время взыскания денежек с органов власти возможны разные ситуации: иногда приставы без проблем списывают денежные средства со счетов, иногда на счетах может не очутиться достаточной суммы, иногда процесс взыскания тормозят казначейства из-за того, что эти деньги надо сначала заложить в бюджет», – сообщает Ковалев. Но Росавиация – это федеральное ведомство с признаками юридического лица, поэтому она должна будет сначала выполнить решение суда, а потом разыскивать источники для покрытия непредвиденных расходов, например запрашивать дополнительное бюджетное финансирование, продолжает эксперт.
«Трансаэро» должна кредиторам 250-260 млрд руб., при вступленье конкурсного производства у нее было активов всего на несколько миллиардов рублей. Если средства по искам будут взысканы, то пойдут в конкурсную массу, из какой в первую очередь погашаются текущие затраты – на процедуры наблюдения и конкурсного производства, что осталось идет на обязательства по зарплатам, после этого – на обязательства перед иными кредиторами, в том числе перед органами власти в лице налоговой, перечисляет Ковалев.
При наблюдении текущие расходы «Трансаэро» составляли примерно 10-15 млн руб. в месяц – в основном на зарплаты оставшимся сотрудникам (бухгалтерам и специалистам, какие проводили инвентаризацию и реализацию имущества), при конкурсном производстве текущие расходы снизились примерно втрое, говорит бывший сотрудник «Трансаэро», ближний к руководству компании.
Менеджмент «Трансаэро» до введения конкурсного производства полностью погасил долги по зарплатам и отпускам на сумму более 4 млрд руб., но оставались длинны по выходным пособиям, рассказывал прошлым летом представитель «Трансаэро». С конкурсным управляющим «Трансаэро» Михаилом Котовым связаться не удалось, пишет газета Ведомости.