Рейсы ВИМ-Авиа под угрозой: у авиакомпании закончились деньги
Крупнейшая российская авиакомпания «ВИМ-Авиа» опять задерживает рейсы или вовсе отменяет их, сообщает Следственный комитет России. Председатель СКР Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку.
На сегодняшний день, перевозчик упразднил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов. В ближайшие дни проблема может усугубиться. Базовый аэропорт «ВИМ-Авиа» Домодедово» отказался дальней обслуживать компанию в долг. Прежде всего речь идет о заправке топливом, рассказал в интервью газете «Ведомости» федеральный чиновник и ближний к «Домодедово» человек.
Обслуживание рейсов в пятницу – субботу было продолжено только после того, как гарантийное письмо в адрес «Домодедово» об оплате топлива дала «Татнефть», продолжает чиновник. Но топливо предоставляется лишь по понедельник включительно, добавляет собеседник «Ведомостей». Далее авиакомпании нужны внешние источники финансирования, так как собственных средств на текущую деятельность, ей не хватает. О гарантийном посланье и нехватка средств говорит и близкий к «Домодедово» человек.
«ВИМ-Авиа» имеет аэропорта около 500 млн руб., добавляет собеседник «Ведомостей». Федеральный чиновник сообщает о несколько сотен миллионов рублей долга.
Перевозчик на прошлой неделе уже попросил власти о помощи, говорит представитель курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигулина. Выговор идет о госгарантиях по кредитам. Дворкович, по ее словам, переправил письмо в Минтранс с предложением «проработать».
Представитель Минтранса информацию о письме не комментирует. Зато министерство уже начин готовиться к возможному краху авиакомпании. По его словам, в Росавиации уже поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-Авиа» с целью определения ответственных за транспортирование пассажиров, в случае если не сможет выполнять рейсы. Будет проведена оценка потенциальных финансовых рисков «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров до крышки текущего года. При необходимости Росавиации поручено ввести ограничения глубины продажи билетов, добавляет представитель Минтранса. Он также рекомендует пассажирам чартерных рейсов авиакомпании еще до выезда в аэропорт уточнять у своего туроператора информацию о выполнении рейсов.
«ВИМ-Авиа» разыскивает агента по реструктуризации долгов, говорит менеджер крупного банка.
«ВИМ-Авиа» занимает десятое место среди российских авиакомпаний по пассажиропотоку и четвертое среди летающих из «Домодедово». Ее транспортирования в январе – августе увеличились почти на треть до 1,8 млн пассажиров. Владелец компании – Рашид Мурсекаев. В конце мая – начале июня «ВИМ-авиа» приостановила почти двести рейсов и в итоге сократила чартерную программу, отказавшись от перевозки около 100 000 человек. Официально это объяснялось тем, что несколько аэропланов задержались на техническом обслуживании и в компании не хватало летного состава.
«ВИМ-Авиа» много лет работает так: в зимний сезон накапливает долги, летом получает и отдает деньги, говорит менеджер крупного аэропорта. Но в этом году схема возбуждено за провального летнего сезона, говорит топ-менеджер аэропортового холдинга.
Представитель «ВИМ-Авиа» на запрос «Ведомостей» не отозвался. На сайте авиакомпании сообщается, что «временные трудности с расписанием» «вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержек линии рейсов». Но после консультаций с регуляторами и переговоров с партнерами достигнуты предварительные соглашения, которые должны привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, какие приняли решение поддержать авиакомпанию, сообщает перевозчик.
«ВИМ-Авиа» будет поддерживать татарстанский бизнес, уверяет человек, близкий к одной из сторонок переговоров о спасении перевозчика. Компания зарегистрирована в республике, хотя базируется в «Домодедово». Пока поддержку окажут «Татнефть», банк «Зенит» и правительство Татарстана. Их представители вчера не отозвались на запрос «Ведомостей».
Представители «Домодедово» и Росавиации от комментариев отказались.
В региональных аэропортах в «ВИМ-авиа» проблем нет. Об этом «Ведомостям» заявили представитель «Базэл Аэро» (владеет аэропортами в Краснодарском кромке, в том числе и в Сочи) и менеджер «Новапорта» (владеет сетью региональных аэропортов, крупнейший из которых – в Новосибирске). Представитель «Аэропортов регионов» (сеть аэропортов, самый большенный – в Екатеринбурге) в воскресенье не смог предоставить комментарий.
Договоры на перевозку чартерными рейсами с крупнейшими туроператорами в «ВИМ-авиа» заканчиваются 15 октября, осталось перевезти 20 000-30 000 пассажиров, сообщает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. На зимний сезон контракты с ней пока не укладываются. По регулярным рейсам глубина продаж сейчас невелика и составляет не рослее полутора месяцев, добавляет он.
Теоретически «ВИМ-Авиа» может перейти в другой аэропорт, такие случаи уже бывали, говорит гендиректор Infomost Борис Рыболов. Но это займет время – от недели до месяца. К тому же и старые долги никто не спишет, указывает Рыбак. Участникам рынка известно о проблемах компании, топливные компании будут смотреть к такого перевозчика очень настороженно, указывает эксперт.
Представители московских аэропортов «Шереметьево», «Внуково» и «Жуковский» от комментариев отказались.