В 2017 году Главгосэкспертиза России рассмотрела несколько десятков проектов, устремлённых на развитие авиационного комплекса страны и предусматривающие строительство, реконструкцию, переоборудование и техническое перевооружение как крупнейших международных, так и региональных аэропортов России, развитие каких имеет большое значение для повышения транспортной доступности и совершенствования логистики в стране.
Самые большие изменения происходят в Шереметьево и Домодедово, программы развития каких дополняются мероприятиями по подготовке аэропортов к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Так, в 2017 году эксперты Главгосэкспертизы России согласовали проект стройки Терминала B в составе Северного терминального комплекса Шереметьево. В 2018 году проект подвергся корректировке: были изменены ряд объемно-планировочных и конструктивных решений, а также системы инженерно-технического обеспечения. Труды ведутся в рамках реализации программы развития Московского авиационного узла, который предусматривает строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы-3 (ВПП-3). Терминал сделается основным аэровокзалом для пассажиров внутренних рейсов Шереметьево, его проектная пропускная способность составит 15 млн пассажиров в год.
Также Главгосэкспертизой России был рассмотрен проект возведения подземного перехода между Полуденным и Северным терминальными комплексами аэропорта, за счет введения которого время трансфера между пунктами назначения сократится в четыре-шесть раз. Поезда, курсирующие по пассажирскому тоннелю, смогут поместить до 108 человек каждый. Общая пропускная способность перехода составит 11,1 млн пассажиров, а расчетное количество перемещаемого багажа – 5,9 млн колов в год.
Главгосэкспертизой России был одобрен и проект второго этапа создания инфраструктуры для возведения еще одного топливозаправочного комплекса в Шереметьево, а также проведена проверка достоверности дефиниции стоимости строительства нового радиолокационного комплекса аэропорта. Кроме того, с целью усиления безопасности воздушного движения был разработан и направлен на экспертизу проект стройки на территории аэродрома Шереметьево нового радиолокационного комплекса «Лира-А10».
Изменения происходят и в аэропорту Домодедово. Реконструируется летная зона аэропорта: в 2017 году эксперты Главгосэкспертизы России выдали позитивное заключение по итогам рассмотрения проекта II этапа работ, который предполагает реконструкцию левого перрона летной зоны аэропорта с целью оптимальной расстановки воздушных кораблей вокруг терминала Т-2 к дальнейшему расширению перрона. Также был одобрен проект первых трех этапов строительства третьего терминала Домодедово, за счет эксплуатации какого повысится качество и расширится объем услуг, предоставляемых аэропортом. По итогам всех трех этапов Т-3 сможет обслуживать 13,6 млн человек в год.
Среди иных значимых проектов авиационного сектора, рассмотренных Главгосэкспертизой России в 2017 году, – проект строительства грузового терминала Жуковского, реализация какого позволит обрабатывать авиа и автотранспортные грузы, поступающие в аэропорт. С участием Хабаровского филиала Главгосэкспертизы реализуется проект реконструкции аэропорта Оха на Сахалине, в рамках какой будет построена новая взлетно-посадочная полоса длиной 1600 метров, с участием центрального аппарата – проект технического перевооружения главных воздушных ворот города Кирова — аэропорту «Победилово», стройки аэровокзального комплекса внутренних и международных воздушных линий аэропорта «Большое Савино» в Перми, целью создания которого является увеличение пропускной способности аэропорта, повышение качества сервисы до уровня комфорта «С» IATA, а также обеспечение соблюдения международных требований по организации стопроцентного автоматического трехуровневого контроля и досмотра багажа.
В ходе реализации проекта перевооружения аэропорта в Новокузнецке, одобренному Главгосэкспертизой, на территории авиапредприятия будут введены современные комплексы средств управления воздушным движением и автоматизации планирования использования воздушного пространства, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи аэропорта, оружий радиосвязи и систем коммутации речевых сообщений. В Хабаровске возводится новый аэровокзальный комплекс городского аэропорта – крупнейшего авиаузла в Дальневосточном федеральном округе, в чебоксарском аэропорту после согласования проекта Казанским филиалом Главгосэкспертизы коротают реконструкцию и техническое перевооружение комплекса средств управления воздушным движением, РТОП и электросвязи. Также реконструируется аэропорт Якутск — единственный в вселенной полигон для испытаний новой авиационной техники в условиях низких температур, и строится новый терминал аэропорта Анапы, который будет гарантирован необходимым оборудованием и площадями для быстрого и комфортного прохождения всех видов контроля и основных технологических процедур.
Также в рамках проектов, в 2017 году получили согласование Главгосэкспертизы России, проводятся восстановление аэродромных покрытий в аэропорту «Кольцово» в Екатеринбурге, стройка на территории аэропорта «Петрозаводск» (Бесовец), реконструкция и техническое перевооружение комплекса аэропортов Салехард, Магадан, Ноябрьск, Дудинков и Нягань, а также Бегишево, размещённого в Татарстане, оснащение аэропорта «Зырянка» в Якутии и другие работы на территории аэропортов в разных концах страны.