Правительство РФ будет регулировать приобретение самолетов авиакомпаниями
Российское правительство с 1 января 2018 года получит право регулировать приобретение госкомпаниями авиа — и морской техники, заявил заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин: аэроплан – дороже 1 млрд руб., судов – дороже 2 млрд, вертолетов – дороже 400 млн. Законопроект одобрен правительством и внесен в Госдуму, цифры неокончательные и будут зафиксированы постановлением правительства, произнёс Рогозин: речь не только о госкомпаниях, но и о компании с государственным участием и «дочках» госкомпаний с долей государства более 50%. Это для импортозамещения, пояснил он.
Как строчит газета Ведомости, российские авиакомпании берут самолеты в лизинг, так что сделки будут согласовывать лизинговые компании, а они принадлежат госбанкам (Сбербанку, ВТБ и Вэбу), стране (ГТЛК) или госкомпаниям («Ильюшин финанс»).
«Государство готовится к выходу МС-21 (российский среднемагистральный самолет), и это правильно, – комментирует представитель «Ильюшин финанс». – Необходимо отстаивать отечественного производителя». У компании есть заказ на 20 Bombardier CS-300, сообщает он, но они не конкуренты МС-12 и предназначены, прежде всего, не для России; есть и заказ на 50 МС-21.
Представитель ГТЛК находит, что закон не повредит ее бизнесу: «Лизинговые программы ГТЛК направлены на развитие отечественного производства авиатехники и водного транспорта». В ГТЛК 103 воздушных корабли, из них 37%, или 38 шт., иностранные: 36 самолетов и два вертолета. «ВТБ лизинг», по словам его представителя, не планирует новых контрактов на самолеты. Представители «Сбербанк лизинга» и «ВЭБ лизинга» на запрос «Ведомостей» не отозвались.
Крупнейшая частная авиакомпания S7 Airlines в последнее 31 судно взяла у иностранных лизингодателей. У «Аэрофлота» и других российских авиаперевозчиков контракты на десятки кораблей с российскими лизинговыми компаниями.
«Авторы законопроекта о них, кажется, не подумали – российские лизингодатели будут терять эту часть бизнеса», – сетует человек, ближний к государственной лизинговой компании. «Российские перевозчики до появления государственных лизинговых компаний брали суда в иностранных, – вспоминает гендиректор «Инфомоста» Борис Рыболов, – а теперь просто вернутся к этой практике». Новые правила выжмут лизинг иностранных самолетов за границу, маржа перетечет к иноземным лизингодателям, согласен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.