Повысить эффективность истребителей пятого поколения позволит точное определение своего положения в пространстве
Российские истребители пятого поколения будут воевать в пяти измерениях. Они смогут отслеживать свое поза в пространстве (оси Х, У, Z), время выполнения задания, а также контролировать окружающий электромагнитный спектр. Это позволит самолетам быть неуязвимыми для средств радиоэлектронного подавления противника, показывать цели своими локаторами и наводить на них ракеты и высокоточные бомбы. При этом российская машина будет закрыта установленным на ее борту системами РЭБ как силовой панцирей. Об этом пишет газета «Известия».
Как рассказал заместитель генерального директора по НИОКР бортового оборудования концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Гиви Джанджгава, «концепция » пяти измерений» уже используется при проектировании бортового оборудования российских истребителей пятого поколения.
— С точки зрения электронщиков нынешние летательные аппараты достигли того уровня, когда резкого повышения их возможностей достичь уже невозможно, — говорит Гиви Джанджгава. — В традиционном плане аэроплан остается самолетом. Будь это Су-27, Су-30 и Миг-35, совершенствования их планеров и двигателей приводит к 20-30% преимущества над предшественниками. При этом создание новоиспеченных «мозгов» — бортового оборудования — дает увеличение эффективности в разы.
По словам Джанджгавы, повысить эффективность самолета позволит правильное понятие информации и точное определение своего положения в пространстве. Все это связывается и координируется с другими летательными аппаратами и наземными силами. При этом постановка военный задачи ведется в реальном масштабе времени, в контексте изменяющейся ситуации.
Перед каждым вылетом истребителя на боевое задание для него готовится особая полетная программа. Это данные разведки, информация о состоянии парка этих самолетов, вооружения. Она вводится в бортовую вычислительную машину. Сегодня стоят задачи менять ее условия уже в ходе выполнения боевого задания, постоянно обновлять, вводить новые параметры, корректировки, оптимизироваться для выполнения тех или иных действий. Подлетая к мишени, истребитель будет закрыт от влияния систем РЭБ противника, ставя препятствия истребителям и системам ПВО. И из-за выстроенного щита сможет сканировать пространство в розысках целей и наводить на них оружие.
Как рассказал профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, когда боевая машина получает данные в реальном масштабе поре и может обмениваться ими с другими самолетами или наземными системами, это называется сетецентричностью. Количество полученных данных формирует цифровую интерактивную среду, в какой, как в виртуальной реальности, действует истребитель. Чем полнее данные об окружающей обстановке, тем эффективнее действует не только боевая машина, но и штабы, планирующие операции.
Образцом могут быть современные крылатые ракеты, — пояснил эксперт. — На них уже сейчас предусмотрен специальный режим работы, когда за несколько метров до встречи с мишенью машина посылает сигнал, что она выполнила боевое задание или промахнулась. Эта коррекция позволяет командованию принять решение о повторный пуск или, наоборот, несогласия от дальнейших действий. Кроме того, сами цели постоянно перемещаются и нужно постоянно обновлять полетное задание. Для этого должны быть связь с аэропланом и возможность моделировать боевую обстановку прямо у него на борту.
В настоящее время в России проходят испытания восемь истребителей пятого поколения Су-57 (Т-50 ПАК ФА) ОКБ Сухого. Машины с индексами Т-50-6/8/9 относятся к истребителям второго этапа. На них должны стоять двигатели, позволяющие реализовать крейсерский сверхзвуковой полет, а также расширенный набор бортового оборудования нового поколения. Кроме того, разработкой легкого истребителя пятого поколения занимается корпорация «Миг».