Поставки российских самолетов за рубеж могут остановиться
В реформе системы регулирования российского авиапрома возникли новоиспеченные проблемы. Чтобы Росавиация подписала необходимые для экспорта отечественной техники соглашения о летной годности самолетов с зарубежными авиавластями, ей нужна сделка с расследующих авиапроисшествия Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). Но между ними заостренный конфликт: Россия пытается отобрать у МАК полномочия, а теперь даже лояльный государству авиапром просит наладить сотрудничество с опальной организацией. Ситуацию осложняет позиция США, какие, по версии Росавиации, предложили «дискриминационный» документ, пишет издание “Коммерсантъ“.
Союз авиапроизводителей предложил Росавиации заключить соглашение с МАК «для продвижения российской авиатехники за рубеж», вытекает из письма союза (есть в распоряжении «Ъ»). Ведомство два года назад получила часть функций МАК, оно должно стать и разработчиком соглашений с волями других стран по вопросам летной годности. Без таких документов, прежде всего с США и ЕС, экспорт российских самолетов затруднен. Сейчас незначительный вывоз воздушных судов идет по старым соглашениям, подписанным еще Авиарегистром МАК, но они не будут распространяться на новые самолеты, такие как МС-21.
В письме объясняется, что подписание новоиспеченных соглашений возможно лишь «при условии соответствия национальной системы поддержания летной годности стандартов и практики ICAO». Но ICAO требует, чтобы авиавласти заключили договоренность с органом, расследующих авиапроисшествия (эти функции остались в МАК). Также Росавиация должна заключить рабочие соглашения по летной годности и повышению безопасности полетов с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и Федеральной авиационной администрацией США (FAA). Они позволили бы использовать договоренности МАК и сохранить механизм признания российской авиатехники за рубежом.
Союз также предложил «постепенно ограничить использование российскими перевозчиками воздушных кораблей иностранной регистрации при полетах за границу и «постепенно запретить полеты на таких самолетах в РФ. Сейчас в России 90% перевозок идут на иностранных аэропланах, в основном зарегистрированных на Бермудах, в Ирландии, на Арубе. Основной контроль за летной годностью возложена на страну регистрации судна, а полномочия Росавиации до недавнего поре ограничивались одобрением организаций, получили зарубежный сертификат. Государство давно обсуждает идею перевода самолетов в реестр РФ, но пока это не удалось.
В посланье союза т.в.а. главы Росавиации Александр Беляков сообщил, что заключить соглашение в сфере поддержания летной годности с МАК «не представляется возможным», поскольку РФ зачислила новые нормативы в области сертификации авиатехники по стандартам ICAO. Взаимодействие с EASA и FAA пока ограничилось согласованию процедур начала работы над соглашениями. Но предложенный FAA текст, строчит господин Беляков, Россия не может принять «из-за его дискриминационного характера». Он «направлен только на обеспечение поставок американской авиатехники в РФ», FAA не учла и предложение Росавиации подготовить симметричный документ, вводящий «процедуры по сертификации и поддержания летной годности российской авиатехники при ее поставках в США». Росавиация согласилась с идеей постепенно ограничить использование судов с иноземной регистрацией, чтобы восстановить контроль за поддержанием летной годности. Но агентство считает, что авиакомпании имеют право сами принимать решение, на каких воздушных кораблях осуществлять перевозки.
В Росавиации сообщили «Ъ», что «препятствий для экспорта гражданской авиатехники в настоящее время не существует». В «Гражданские самолеты Сухого» (производитель SSJ 100) сообщают, что работают «в рамках предложенных текущим законодательством условий» и процесс выдачи сертификатов на SSJ 100 не останавливается. В Минтрансе и МАК «Ъ» не ответили.
Подписание соглашения с МАК, предлагаемого альянсом, гарантия того, что результаты расследования, указывают на недостатки техники, будут учтены при создании новых судов, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Он отметил, что подписание соглашений со краями, куда РФ намерен продавать авиатехнику, длительная, но необходимая задача: авиапроизводители уже не раз говорили о проблемах с экспортом из-за отсутствия таких соглашений.