Россия

Почему запрещены полеты пассажирских самолетов над Гималаями

Многие люди считают, что в мире нет места, через которое не проходят воздушные маршруты. Сегодня самолеты повсюду, их можно увидеть летающими над густой сибирской тайгой и над самыми отдаленными островами Тихого океана. Но на Земле все еще есть места, куда самолетам летать запрещено. Многие сразу вспомнят ледяной континент Антарктида. Но это не единственная зона, закрытая для пассажирских самолетов. Недалеко есть еще одна гора — Гималаи.

Почему запрещены пассажирские рейсы над Гималаями

Теоретически полет над Гималаями возможен. Для этого вам всего лишь нужно получить разрешение китайских властей. Но это, казалось бы, простая задача – китайцы крайне неохотно публикуют такой документ. Гораздо проще просто пролететь над самыми высокими горами на земле с севера или юга, не занимаясь оформлением документов. Именно это и делают авиакомпании.

Почему запрещены пассажирские рейсы над Гималаями

Проблемы с кислородом

Иногда все же нужно полетать над этими горами. Кстати, такая необходимость часто возникает у ученых. В этом случае вам придется переоборудовать самолет. Разрешения могут быть выданы только самолетам с дополнительными кислородными баллонами. В большинстве пассажирских самолетов кислорода, подаваемого в маску при разгерметизации салона, хватает на 20 минут. Предполагается, что за этот период пилоты смогут опустить аварийный авиалайнер на безопасную для человека высоту.

Но для полета над самой высокой горной цепью мира таких запасов недостаточно. Самая высокая точка Земли — гора Эверест, высота 8848 метров над уровнем моря. Кажется, что современным пассажирским самолетам, способным летать на высотах 10 000 метров и более, горы не помеха. Да, это так, но только если рейс состоится.

Почему запрещены пассажирские рейсы над Гималаями

Чтобы пассажиры не погибли из-за нехватки кислорода, пилоту необходимо в течение 20 минут опустить самолет на высоту 3000 метров. Это возможно не везде в Гималаях. Средняя высота гор составляет 6000 метров, а средняя высота Цинхай-Тибетского нагорья — 4400 метров. И «быстро» пересечь хребет на аварийном рейсе невозможно. Это самый большой горный массив на земле. Его длина составляет 2500 километров с востока на запад и более 1000 километров с севера на юг.

Если над серединой плато произойдет разгерметизация кабины, самолету придется пролететь 500 километров, прежде чем снизиться. Поскольку скорость пассажирских самолетов редко превышает 850 км/ч, это займет 35 минут. Судя по всему, запаса кислорода в стандартных баллонах пассажирам не хватит на 20 минут.

Поломка двигателя

Декомпрессия — не единственная опасность, с которой сталкиваются высотные самолеты. Иногда случаются чрезвычайные ситуации, такие как отказ двигателя. Судя по всему, это необычная и опасная ситуация, но не критическая. Все современные самолеты могут летать на одном оставшемся двигателе. Но максимальная высота в 10 000 метров на них больше не распространяется.

Почему запрещены пассажирские рейсы над Гималаями

При отказе одного из двигателей самолет перейдет в режим OEI – один двигатель неработоспособен («отказ одного двигателя»). Он может продолжить полет до ближайшего аэропорта, но его возможности сильно ограничены. Верхний предел в режиме OEI составляет от 6000 до 7500 метров. Нетрудно догадаться, что этого недостаточно, чтобы пересечь Гималаи. На этом хребте всего четырнадцать «восьмитысячных» гор. Если говорить о вершинах высотой более 7000 метров, то их больше сотни.

В случае аварии двигателя пилоту придется организовать «гонку на выживание» в горах. В некоторых местах на хребте возможна такая гонка. Китай разработал несколько аварийных маршрутов в партнерстве с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Авиакомпании, имеющие лицензию на полеты над горами, должны придерживаться этих маршрутов.

Почему запрещены пассажирские рейсы над Гималаями

Главный маршрут через Гималаи и Тибетское нагорье, имеющий индекс L888, также носит романтическое название «Шелковый путь». Рядом также есть вспомогательные маршруты, обозначенные Y1, Y2 и Y3. Это все маршруты, которые пилот может использовать, если тяга снижается из-за отказа двигателя и ему приходится летать на опасных высотах.

Почему не хотят летать над Гималаями

Несмотря на это, над Гималаями летают лишь несколько самолетов. Прямой маршрут, похоже, значительно снижает расход топлива, а дыхательный бак большего размера быстро окупит себя. Но дело не только в них. После внесения таких модификаций авиалайнер должен быть сертифицирован регуляторами США и Европы. Процесс долгий, трудоемкий и дорогой. Да, нельзя забывать о придирчивых китайцах, за которыми всегда остается последнее слово в этом вопросе.

Почему запрещены пассажирские рейсы над Гималаями

Те, кто выполнил модификации, получил китайскую сертификацию и разрешение, по-прежнему не могут летать в любое время. Перед каждым полетом над Гималаями и Тибетом вы должны официально уведомить власти Китайской Народной Республики за 60 дней. Весь этот набор условий похож почти на тотальный запрет, и никто не хочет сталкиваться с этой проблемой. Лучше потратить несколько лишних тонн топлива на полеты по горам.

источник

Кнопка «Наверх»