Почему закончились субсидируемые авиабилеты для Дальнего Востока

Новость опубликована: 09.04.2018
Источники: aviation21.ru

Почему закончились субсидируемые авиабилеты для Дальнего Востока

Фото: Leopoldo Guzmán

  Минтранс регулярно направляет в Минфин и в комиссию по бюджетным проектировкам предложения о возможности добавочного финансирования указанных программ – так в ведомстве прокомментировали ситуацию с билетами по ряду направлений в рамках субсидирования полетов в Центральную часть России с Далекого Востока. Например, в Магадане они уже закончились, и региональные власти обратились в федеральный центр с просьбой решить вопрос.

Вопрос не просто горячий, перегретый. Весьма тяжелая задача, но у нее есть оптимистические обертоны, отметил в беседе с “Российской Газетой” директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ” Высшей школы экономики” Михаил Блинкин.

“Загладывая в бюджете субсидии для полетов на Далекий Восток, рассчитывали на определенный трафик, а этот трафик оказался в условиях субсидий гораздо более мощным, чем прогнозировали финансовые и транспортные воли. Мобильность людей, их желание летать по стране оказалось больше, подвижность выше, чем было принято в бюджетных расчетах. Но это весь оптимизм”, – сожалел эксперт.

Проблема заключается в том, что в течение бюджетного года повысить квоты на льготные перелеты – трудно, на это требуется решение высокого уровня, которое лежит за пределами возможностей Минтранса. Требуется подключение резервного фонда правительства. То, что переговоры завяжутся немедленно, он не сомневается.

В Минтрансе отметили, что правительством принимаются необходимые меры для обеспечения населения транспортной доступности Сибири и Дальнего Востока. В льющемся году реализуются две программы субсидирования, в которые включены пункты Северного федерального округа и Дальневосточного федерального округа – это программа региональных транспортирований на территории России, а также программа субсидирования воздушных перевозок в рамках постановления Правительства 215 от 2 марта 2018 года.

При этом в рамках первой программы маршруты в/из Сибири и Далекого Востока обладают преференциями по включению в перечень субсидируемых, уточнили в ведомстве. Кроме того, в 2018 году “Аэрофлотом” удлинена программа плоских тарифов, а также распространена на рейсы дочерней авиакомпании “Россия“, что позволило на 25 процентов увеличить всеобщей число предлагаемых к реализации “плоских” тарифов.

По новым правилам предоставления субсидий, которые начали действовать в этом году, после сентября доля средств может быть перераспределена при наличии экономии по другим направлениям, напомнил в Минтрансе. Несубсидируемые билеты очень дорогие в пиковый летний сезон, плачутся пассажиры.

В чем причина? Стоимость обычных (не субсидируемых) билетов высока по абсолютно объективным причинам, отметил Блинкин. Цена авиабилетов проверялась не одинешенек раз всеми, кто имеет к этому отношение, в том числе Федеральной антимонопольной службой, сказал Блинкин.

В настоящее время при формировании цен на авиабилеты, перевозчики измерят из рыночных условий, а именно – уровней спроса и предложений и показателей коммерческой загрузки рейсов. Таким образом, цена на билет – это число денег, которые готов оплатить пассажир за конкретное направление и в конкретное время. В случае установления цены на билет выше данного степени, билет останется нереализованным. Действует так называемый механизм динамического ценообразования (ДЦО), основанный на формировании структуры тарифов для каждого направления.

“В этой стоимости сидят аэропортовые сборы, стоимость авиационного керосина, зарплата летных экипажей. Резервов для радикального снижения стоимости билетов нет. Аэропортовые сборы в стоимости билета занимают существенную часть по очень простой причине, когда аэропорт обслуживает десять миллионов пассажиров, затраты воздушной гавани раскладываются на десять миллионов билетов. А у нас несколько десятков миллионов пассажиров обслуживаются неужели, что в Московском авиационном узле. А другая часть аэропортов, даже довольно крупных, обслуживает в лучшем случае пять миллионов пассажиров в год. И на любой билет ложится большая нагрузка, связанная с аэропортами, – напоминает Блинкин.- У нас очень дорогое авиационное топливо и техника. Техника в вящей степени иностранная и самолеты взяты авиакомпаниями в лизинг за доллары или евро”.

Говорят еще, что перевозчики при хорошем спросе поднимают стоимость билетов. Применение различных тарифов проводится на основании Воздушного кодекса РФ, в рамках какого установлено право перевозчика самостоятельно определять тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузов, напомнили в Минтрансе.

“Но это нормальное бизнес-поведение, потому что в сезон рослого спроса, авиакомпания компенсирует свои убытки, которые несет в низкий сезон. И запретить это перевозчикам – означает пустить их по пути банкротства. Усиление регулирования в этой сфере чрезвычайно опасно, перевозчиков потеряем”, – считает Блинкин.

Применение механизма ДЦО, напоминают в Минтрансе, позволяет авиакомпании эффективно сегментировать свое предложение для категорий граждан с различными предпочтениями, в том числе – гораздо повысить доступность перевозки для категорий граждан с низкой покупательной способностью. В конечном счете подход, основанный не на базе плановых затрат на транспортирование одного пассажира, а с учетом рыночной ситуации, создает максимальный баланс интересов перевозчиков и пассажиров.

Почему в других странах билет может быть недороже?

“В Европе есть эффект масштаба. Аэропорты обслуживают больше пассажиров. В лизинг берут самолеты у своих производителей и платят в евро. И нет никакой волатильности валют, пока перевозчик платит за лизинг, – отметил Блинкин. – Если хватать США, которые являются самой авиамобильной страной с мощнейшей сетью региональных аэропортов, то они летают на самолетах, сделанных у себя и берут их в лизинг в национальной валюте. Любой из крупных аэропортов (первая десятка) обслуживает пассажиров больше, чем весь московский авиаузел. И в США очень дешевый авиакеросин. У нас он дороже, чем в Китае, где нет своей нефти”.

Ныне стало известно, что Правительство России выделит еще полмиллиарда рублей дополнительных средств на программу субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую доля страны и обратно в 2018 году. Об этом заявил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

«Правительством дано задание дополнительно в этом вопросе разобраться. Уже прошло совещание у Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева. Первый шаг в этом направлении сделан. Полмиллиарда рублей добавочно выделяется из Резервного фонда Правительства России на субсидирование авиаперевозок на дальневосточном направлении в 2018 году. Поручение такое Правительством дано», – произнёс Александр Галушка.

Сегодня в программе субсидирования воздушных перевозок с Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно задействованы 7 авиакомпаний: «Аэрофлот», «Алроса», «Норд Престарел», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Якутия».

«Программа требует увеличения финансирования. Будем работать над ее дальнейшим развитием», – добавил Министр.

По этим Росавиации, в 2018 году более 446,7 тысяч пассажиров смогут воспользоваться льготными билетами по 57 направлениям по программе субсидированных воздушных транспортирований на Дальний Восток, включая перелеты в переделах Дальневосточного федерального округа и перевозку детей во Всероссийский детский центр «Океан».

Напомним, в этом году воспользоваться авиабилетами с фиксированной стоимостью пассажиры смогут в этап до 1 декабря. Воспользоваться льготными авиаперелётами могут несколько категорий граждан. Это люди в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет и мужчины престарелее 60 лет. Также это инвалиды I группы любого возраста и сопровождающий его человек, а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы.

Отметим, что «Аэрофлот» продолжает торговлю билетов в рамках собственной программы «плоских тарифов», когда билет по фиксированному тарифу в экономический класс может приобрести любой пассажир без каких-либо ограничений. Стоимость перелета в эконом-классе на рейсах «Аэрофлота» из Москвы в города Далекого Востока и обратно составляет 25 тысяч рублей., а на рейсах авиакомпании «Россия» 22 тысяч рублей. По словам представителя компании, эти тарифы имеют «необыкновенно социальное значение».

Поиск билетов на самолет по всем авиакомпаниям: