Новости авиатуризма

По чём билеты, уважаемые: ФАС потребовала от авиакомпаний предъявить алгоритм ценообразования

По чём билеты, уважаемые: ФАС потребовала от авиакомпаний предъявить алгоритм ценообразования

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) спросила у авиакомпаний информацию по алгоритму ценообразования на авиабилеты экономического класса, сообщает газета “Коммерсантъ“.

Выполняя поручение Владимира Путина, ФАС запросила у авиакомпаний список документов для разбора их ценообразования. Службу интересуют данные о работе глобальных систем бронирования (GDS) и управления доходами, включая внутреннюю информацию. На рынке считают, что список документов указывает о непонимании ФАС основных принципов работы GDS и не имеет отношения к поручению президента. Но юристы уточняют: противостоять чиновникам будет сложно.

Как стало популярно «Ъ», в конце сентября ФАС направила в авиакомпании запрос о предоставлении информации по алгоритму ценообразования на билеты экономического класса с использованием компьютерных систем. Список документов из 21 пункта занимает четыре листа.

В частности, в течение десяти дней перевозчики должны выдать ФАС всю информацию о программных продуктах, используемых для размещения и управления ресурсами пассажирских провозных емкостей и доходностью транспортирований от наименований и к настройкам параметров, о действующих договорах с контрагентами (включая внутреннюю документацию). Также требуются данные о структуре применения алгоритмов управления доходностью маршрутов, детальном регламент работы автоматизированной системы и ручной корректировки тарифа вплоть до ответственных должностных лиц. У авиакомпаний востребованы подробная статистика продаж с апреля по крышка августа, описание математической модели расчета тарифов, информация о сервер с данными о продажах, брони и персональными данными пользователей, также все документы по передачи, обработки и хранения этих.

Кроме того, перевозчик должен представить в ФАС сведения о целевом показателе загрузки и распоряжение о ее утверждении, схему распределения мест, информацию об использовании системой торговель и бронирования геолокации и истории запросов потребителя с десятью примерами и приложением копий подтверждающих документов.

В конце письма ФАС предупреждает: ответы на требования должны основываться на фактических показателях.

На запрос «Ъ» в ведомстве не ответили. В «Аэрофлоте» и S7 подтвердили получение письма и готовят ответы. Источник «Ъ» в одной из авиакомпаний помечает: судя по списку, в ФАС «плохо представляют себе, что такое GDS, как и какие задачи она решает». Запрашиваемые данные из совершенно разных областей вообще не относятся к компетенции ФАС, уверен собеседник «Ъ», на суждение которого адекватно и полностью ответить на запрос службы просто невозможно. Удивляют участников рынка и формулировка: «за «математические модели»? Что такое «целевые показатели модели прогнозируемой искривленный загрузки в случае заданного показателя указанной кривой за предыдущие периоды 60%»?».

Проблему о расследовании использования авиакомпаниями GDS поднял глава ФАС Игорь Артемьев на транспортном совещании у Владимира Путина в половине августа. Нужно отметить, что президент и сам сразу высказал сомнение в адекватности постановки вопроса, но не решился отвергнуть его. «Не хочется говорить, что чушь это все, разъяснил Владимир Путин. Не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу заговора, но разобраться с этим точно нужно». Позже в интервью «Ъ» 28 сентября Игорь Артемьев ратифицировал: GDS «запрограммированы так, что приводят к росту стоимости билетов выше экономически обоснованного уровня». У участников рынка такие замечания вызывают недоумение. По словам главы ЗАО «Сирена-трэвел» (один-единственная российская система бронирования авиабилетов) Михаила Баскакова, ни одна GDS не может сама устанавливать или определять тариф, она лишь предоставляет авиакомпании математический аппарат для его регулирования (см. «Ъ» от 6 сентября). Стоимость формирует перевозчик, GDS в процесс не вмешивается. Интегрированные с GDS системы управления доходами действительно призваны максимизировать их, что в целом совершенно нормально для любого бизнеса.

Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что спрошенный объем документов просто невозможно подготовить за десять дней. Не говоря уже о том, подчеркивает эксперт, что есть риск использования полученных ФАС против этих перевозчиков. Требование отказаться от рыночных инструментов ценообразования на билеты, уверен Олег Пантелеев, выглядит насилием над отраслью». Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов уточняет, что по закону компании обязаны предоставлять ФАС информацию, в том числе составляющую коммерческую, должностную и иную охраняемую законом тайну, но только если это требование мотивировано. Поручение президента, отмечает эксперт, может служить мотивацией, и отказать службе невозможно это грозит штрафом 500 тыс. руб. для юридических и 15 тыс. руб. для физических лиц.

Поиск билетов на самолет по всем авиакомпаниям:

Кнопка «Наверх»