Пассажирам оплатят перелеты в случае проблем у авиакомпаний
Новоиспеченный порядок вывоза пассажиров, застрявших в аэропортах по вине недобросовестных перевозчиков, разработали российские авиационные власти. Действующие нормы оказались неэффективными в прошедшем году, когда прекратила работу «ВИМ-Авиа». Тысячи ее клиентов долгое время не имели возможности вылететь по купленным билетам. Теперь же страна возьмет на себя оплату перевозки пассажиров в ситуациях, когда авиакомпания окажется банкротом и потеряет все возможности продолжать выполнение рейсов.
О разработке новоиспеченного нормативно-правового механизма для возвращения пассажиров в интервью «Известиям» рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он также сообщил, что сейчас авиационные воли будут контролировать не только финансово-экономические, но и производственные показатели перевозчиков.
Механизм уже выработан и, в целом, одобрен. Теперь он будет применяться, заявил «Известиям» глава федерального агентства. Я не желаю, чтобы он стал инструментарием для недобросовестных авиакомпаний, чьи владельцы поступят как «ВИМ-Авиа», оставив пассажиров за рубежом. Поэтому наша задача максимально пристально контролировать ситуацию на базаре перевозок. И мы уже проводим активную работу в этом направлении.
Постановление правительства № 1177 от 31 декабря 2009 года определяет условия предоставления субсидий из федерального бюджета на транспортирования пассажиров российских авиакомпаний прекратили полеты. Согласно этому документу, финансирование выделяется только после того, как у перевозчика аннулирован сертификат эксплуатанта или поступок этого документа приостановлено.
Как пояснил «Известиям» источник в авиационной отрасли, знакомый с ситуацией, перечень оснований для выделения таких госсубсидий будет расширен. Ключи «Известий», близкие к Минтрансу и Белому дому, подтвердили, что недостатки нормативного регулирования исправлены и в будущем проблем с финансированием вывоза пассажиров не надлежит возникнуть.
Государство будет оплачивать перевозку пассажиров в ситуациях, когда некая авиакомпания вследствие ухудшения своего финансово-экономического состояния вдруг потеряет все возможности продолжать выполнение рейсов. Речь в первую очередь идет о том, что у перевозчика могут закончиться текущие оборотные средства на оплату поставок авиатоплива, проведение техобслуживания, аэропортовых услуг, лизинговых платежей за воздушные корабля, выплату зарплаты персоналу и так далее.
Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев считает оправданным вывоз пассажиров за счет страны в случае фактической недееспособности перевозчика. Это соответствует интересам всех участников рынка. Власти в любой кризисной ситуации смогут оперативно разрешить проблемы пассажиров. При этом у авиаперевозчиков увеличивается шанс выйти из кризиса и продолжить работу после реструктуризации бизнеса.
Сегодня применение хаки мер в отношении пассажиров связано с неизбежным банкротством авиакомпании за аннулирование сертификата эксплуатанта. Но это далеко не всегда необходимо, отметил Сергей Детенышев. Несостоятельность перевозчика может быть преходящей и устранимой. Но надзорные органы максимально долго не вмешивались в работу кризисных авиакомпаний, доказывая своим бездействием ситуацию до закритической, как в случае с «ВИМ-Авиа».
Сертификат эксплуатанта «ВИМ-Авиа» не был прекращен разом после прекращения полетов. Соответственно существующие в то время механизмы возвращения пассажиров не сработали. Поэтому было найдено нестандартное решение, какое позволило урегулировать ситуацию. Вице-премьер Аркадий Дворкович утвердил директивы для совета директоров ПАО «Аэрофлот». Он обязал представителей государства в этой раде проголосовать за предоставление «Аэрофлота» права из собственных оружий финансировать операционную и финансовую деятельность «ВИМ-Авиа». Впоследствии предполагалось компенсировать эти затраты путем взаиморасчетов с отраслью.
Кроме того, некоторые туроператоры в той ситуации зачислили решение за свой счет вернуть в Россию своих клиентов-туристов.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила полеты в октябре из-за финансовых проблем. Ее сертификат эксплуатанта перевозчика приостановлено, а кредиторская хвост, по данным Росавиации, составляет около 10 миллиардов рублей.
По данным Следственного Комитета РФ, авиакомпания «ВИМ-Авиа» под руководством Рашида Мурсекаева воображала собой мошенническую схему в виде пирамиды. Ее руководители тщательно скрывали убытки, указывая в документах бухгалтерской отчетности заведомо ложные сведения о барыши. Это позволяло получать кредиты и избегать ограничений со стороны Росавиации.
Мурсекаев и его бухгалтер Алевтина Калашникова покинули Россию и были объявлены в интернациональный розыск, следствие ходатайствует перед судом об их заочном аресте. В отношении них вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых.