Особенности движения МС-21 по скользкой ВПП исследовали в ЦАГИ
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского миновали исследование особенностей движения самолета МС-21 по скользкой и покрытой осадками взлетно-посадочной полосе.
Слой осадков на ВПП приводит к уменьшению коэффициента сцепления шасси с поверхностью полосы, появления сил добавочного сопротивления, вызванных прокладкой колеи в слое осадков и ударным воздействием брызг осадков из-под колес самолета, возможному возникновению глиссирования колес. Совокупность перечисленных факторов гораздо ухудшает дорожное управление и эффективность торможения самолета на ВПП и, как следствие, увеличивает дистанцию взлета.
Цель работ, проводимых отделением динамики полета и систем управления ЦАГИ, — оценить воздействие толщины слоя воды, льда, снега и льда, покрывающих ВПП, на увеличение дистанций взлета и посадки, а также на изменение характеристик устойчивости и управляемости лайнера.
В рамках изыскания ученые ЦАГИ создали математическую модель движения самолета по полосе с учетом различных состояний поверхности. Разработаны новые математические модели сил сопротивления колес шасси при качении по слою отстоев, усовершенствованные модели системы торможения и боковой силы колес. По результатам моделирования определены дистанции нормального взлета, прерванного и продолженного взлета при несогласье двигателя при различных состояниях поверхности ВПП, выявлены особенности управления самолетом при воздействии бокового ветра и использовании реверса тяги.
«Сформированная нами программа моделирования дальнейшем будет отрабатываться в ходе изысканий на пилотажных стендах ЦАГИ с участием летного состава и корректироваться с учетом летных испытаний МС-21 при определенных условиях. В дальнейшем полученные результаты могут пойти в зачет сертификационных испытаний самолета на скользких ВПП, а также улягутся в основу рекомендаций летному составу», — рассказал ведущий научный сотрудник отделения динамики полета и систем управления ФГУП «ЦАГИ» Виктор Брагазин.
МС-21-300 — пассажирский аэроплан нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на массовый сегмент рынка авиаперевозок. Летательный аппарат обеспечит пассажирам качественно новоиспеченный уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов с диаметром фюзеляжа. По своим летно-техническим данным и экономичности самолетов МС-21 превосходит существующие аналоги. Прежде итого — благодаря крыла из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданном для узкофюзеляжных самолетов вместимостью более 130 пассажиров. В конструкции самолета часть композитов составляет более 30%, что является уникальным решением для этого класса лайнеров.
На фото: комплексный тренажер МС-21 / © Марина Лысцева