На ВАСО начата сборка первого самолёта Ил-96-400М
Новоиспеченные широкофюзеляжные самолеты семейства Ил-96 последние годы выпускались на Воронежском авиазаводе (ВАСО) в интересах государственных заказчиков. Однако в мае 2016 года было зачислено принципиальное решение о разработке и запуске в серийное производство модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М для российских авиакомпаний.
В декабре 2016 года с ОАО «Ил» был заключен контракт на опытно-конструкторские труды, предусматривающие разработку и строительство в Воронеже опытного образца модернизированного Ил-96-400М с увеличенным до 390 пассажиров салоном. От нынешних Ил-96-300 он будет отличаться удлиненным на 9,65 м фюзеляжем, применением немало мощных двигателей ПС-90А1 и модернизированного комплекса авионики, а также полностью новым интерьером пассажирского салона.
Согласно материалам, опубликованным на официальном сайте госзакупок, стоимость контракта на опытно-конструкторские труды по Ил-96-400М составляет чуть более 10 млрд руб., из которых собственно на строительство опытного образца самолета отводится 7,55 млрд. Из них около 6 млрд рублей уже получены из госбюджета в 2016-2017 годах, а оставшиеся 4 млрд ожидаются в 2018 году.
В типовой двухклассной компоновке Ил-96-400М будет вмещать 350 пассажиров — 24 кресла в бизнес-классе и 326 – в трех салонах экономического класса. Максимальная взлетная масса самолета повышена до 270 т, максимальная масса коммерческой нагрузки составит 58 т, а дальность полета с нагрузкой 40 т и аэронавигационным запасом топлива – 8100 км
26 июля 2018 года Правительством бывальщины выделены средства в размере 1,32 млрд руб. государственных инвестиций, которые поступают в уставный капитал ВАСО и будут использованы для реконструкции и технического переоснащения производства для выпуска широкофюзеляжных пассажирских аэропланов Ил-96-400М. Стоимость проекта реконструкции, который должен быть завершен к 2020 году, оценена в 1,467 млрд руб.
Изготовление первых деталей для многоопытного образца Ил-96-400М началось на ВАСО весной 2018 года, тогда же был уволен стапель для его сборки фюзеляжа, который до этого занимал фюзеляж незавершенного пятого Ил-96-400Т. Сообразно действующему контракту, изготовление опытного Ил-96-400М должно завершиться к концу 2019 года, а его предварительные летные испытания должны быть проведены в этап с ноября 2019 по январь 2020 года. Сертификационные испытания лайнера должны завершиться до июня 2020 года выдачей дополнения к сертификату образа — одобрение главного изменения конструкции.
В 2021-2023 годах на ВАСО планируется изготовить шесть серийных Ил-96-400М для передачи в лизинг российским авиапеперевозчикам. Для этого намечается государственная поддержка проекта за счет соответствующей докапитализации Государственной транспортной лизинговой компании. В рамках этой программы 25 декабря 2017 г. Постановлением Правительства России ГТЛК выделены первые 4 млрд рублей на приобретение первых двух серийных Ил-96-400М, суммарная стоимость закупки каких определена в 14 млрд руб. Эти два самолета должны быть построены и сданы в эксплуатацию до 2021 года. Всего расходы на программу разработки Ил-96-400М и поставку шести серийных машин оцениваются образцово в 50 млрд руб.
Подготовлено по материалам журнала «Взлет», №7-8 июль-август 2018 г.