На реки России вышли 5 круизных лайнеров класса люкс
Комфорт на судах такого класса может сравниться с уровнем услуг на международных морских и речных круизах…
На реки России в 2021 году впервые вышло такое количество люксовых лайнеров: два от компании «Водоходъ» («Мустай Карим» и «Максим Горький») и три от круизного оператора «Мостурфлот» («Россия», «Александр Грин» и «Княжна Виктория»).
До 2020 года лайнеры такого класса работали на международных направлениях или для иностранных и смешанных групп.
Ситуация объяснялась высокой стоимостью путешествия на топовых судах – иностранцы бронировали туры иногда за год или даже раньше. Россияне, как правило, если и заказывали круизные поездки, то выбирали корабли премиум-класса, которые впрочем ненамного отличались по сервису и маршрутам от люксовых вариантов.
Из-за закрытия границ и невозможности осуществления международных маршрутов, структура спроса изменилась. Теперь самые дорогие внутренние речные туры раскупаются россиянами в первую очередь, а спрос вырос в 4 раза.
Разберём основные пункты, по которым лайнеры-люкс отличаются от других, более низких, классов: дизайн, каюты, сервис, питание, маршруты и программы экскурсий.
Дизайн
Разница в дизайне – первое, что бросается в глаза пассажирам, поднявшимся на палубу люксового судна. Чем новее корабль, тем больше в его оформлении учитывались последние тенденции моды.
Самый новый и современный дизайн у лайнера «Мустай Карим», построенного в 2019 году. Фактически, это пятизвёдочный отель на воде. Многие сравнивают его с пятизвёздочными отелями Турции.
В интерьере использовано много дерева, прекрасная система естественного освещения, яркие цвета и большие авторские панно на стенах.
Отметим 2 лифта и лобби, как раз и напоминающее турецкие отели высшей категории.
Теплоход «Максим Горький», работающий в водах Енисея, прошёл полную модернизацию в 2020 году и может похвастаться уникальным дизайном с элементами национального колорита северных народов.
Оформление теплохода можно оценить на уровень 5* по международным стандартам. Каждая палуба имеет своё название: «Степь», «Тайга», «Арктика».
Палубы лайнера «Александр Грин»: «Москва», «Волга», «Нева» и «Онега» (по названиям рек). Судно построено в 2012 году, но отличается стильным и необычным интерьером.
Лайнер «Россия» построен в 2007 году, а «Княжна Виктория» – в 2011. Оба судна выдержаны в классическом стиле и могли бы сравниться с хорошими европейскими гостиницами.
Все суда имеют комфортные и просторные места общего пользования, прежде всего речь идёт о палубах для принятия солнечных ванн. На «Мустай Кариме» одна из палуб сравнима с футбольным полем.
На теплоходе «Россия», пожалуй, самые небольшие, но очень уютные палубы и места для общения в узком кругу.
Из всех перечисленных лайнеров, только «Максим Горький» спроектирован без лифта.
Каюты-номера
Каюты на лайнерах класса люкс всегда имеют увеличенную площадь, даже по сравнению с премиум-классом, собственную туалетную комнату, иногда душевую кабину или ванную комнату.
Самые компактные размеры имеют каюты на двоих на «России» – 12,5 кв. м, на «Мустай Кариме» – до 19 кв. м. Гранд-люкс с площадью 46 кв. м и балконом находится на «Мустай Кариме», ещё один огромный люкс есть на «Княжне Виктории» – 38 кв. м.
На «Максиме Горьком» можно зарезервировать каюты на одного – площадь 8 кв. м.
Кроме площади важно наличие балкона и панорамных окон. Именно эти факторы придают путешествию дополнительный шарм, а лайнер делают действительно топовым. На «Княжне Виктории», «России» и «Александре Грине» практически все каюты имеют балконы.
Удивительно, но на самом новом и оснащённом «Мустай Кариме» кают с балконом всего три – все они в самых дорогих каютах-люкс. Но этот лайнер зато имеет отличные панорамные открывающиеся окна во всю наружную стену, которые называют «окнами инфинити».
При выборе кают необходимо поинтересоваться сколько в них комнат, есть ли дополнительные места для отдыха, гардеробная, а также кондиционер, чайник, кофеварка, холодильник, набор посуды, халаты, тапочки, розетки для зарядки гаджетов.
Обслуживание
Теплоходы класса люкс могут гордиться сервисом мирового уровня.
Об этом говорит наличие СПА-салонов, саун, хамамов, соляных пещер, услуг массажиста и косметолога. Для занятий спортом и поддержания здоровья предусмотрены тренажерные залы, занятия йогой или пилатесом, кислородные коктейли и т. д. Все эти услуги, как правило, надо бронировать и желательно прямо в первый день круиза.
На лайнерах работает room service, есть чайные и кофейные станции на этажах, а также услуга «завтрак в каюту». В первый день круиза туристов всегда ждет welcome drink в виде бутылки шампанского или вина.
Туристам могут предоставляться услуги доставки багажа в каюты и из кают, трансфер до места отплытия, беспроводной интернет на борту судна (есть всегда, но можно докупать высокоскоростной и безлимитный).
Не забывают на люксовых кораблях и про программы для детей. Для развлечения маленьких пассажиров есть детские игровые комнаты, аниматоры, интересные мастер-классы и даже вечерняя сказка по радио для малышей.
Питание
Гастрономическое предложение во время путешествия на люкс-лайнере – отдельная и важная тема. От классов других категорий их отличает более длительный промежуток для приёма пищи, более изощрённая подача и оформление блюд. Салат-бары и безалкогольные напитки чаще всего предлагаются без ограничений, а за ужином подаётся обязательный бокал алкогольного напитка. В остальное время алкоголь платный.
На лайнерах разрабатывают свои уникальные варианты меню, в которых всегда имеются предложения для вегетарианцев и людей с особыми диетами.
Повара стараются использовать только высококачественные и свежие продукты, без консервантов и других добавок.
Маршруты и экскурсионные программы
Много внимания уделяется главному в составлении круизных программ – созданию уникальных маршрутов путешествия и посещениям экскурсий, ради которых стоит выбрать то или иное направление или круизный лайнер.
В 2021 году на теплоходе «Александр Грин» запланирован круиз по Ладожским шхерам с прохождением Волхова и последующим выходом к Кремлю в Великом Новгороде. Второй маршрут лайнера называется «Московская кругосветка» – по Оке с выходом из Северного речного вокзала и возвратом на Южный.
«Александр Грин» и «Россия» приняли участие в сценическом плавании – туре по акватории парков и заповедников с элементами театрального действия на борту лайнеров. В этом туре можно увидеть уникальный Андомский геологический разрез возрастом почти 500 млн лет, который прекрасно виден именно со стороны воды.
В сотрудничестве с компанией «Мостурфлот» проводились комбинированные экскурсии на лодках и вертолётах.
«Мустай Карим» предлагает много туров, среди которых выделяется проход под разведёнными мостами в Санкт-Петербурге – кроме «Мустая» ни одному лайнеру не разрешается заходить в центр города из-за их ограниченных маневренных возможностей.
Мы уже писали о круизе по двум морям, в который «Мустай Карим» отправится в августе. В этом туре, кроме множества уникальных авторских экскурсий, будет предложена также дегустация шампанских вин на заводе «Абрау Дюрсо».
«Максим Горький» уже в который раз выйдет в енисейскую экспедицию с походом в тайгу и пересечением Полярного круга. Это эксклюзивный вид круиза без аналогов в России.
Перспективы развития круизов на лайнерах класса люкс
Российские путешественники уже по достоинству оценили плавание на суперкомфортных лайнерах. Некоторые туристы успевают принять участие в нескольких турах за одну навигацию и забронировать круиз на следующий год.
Летом 2021 года компания «ВодоходЪ» начинает строительство ещё одного люксового судна на 180 пассажиров, который, несмотря на свои меньшие по сравнению с «Мустай Карим» размеры, не будет уступать ему в комфорте и оснащённости. Планируется, что новый лайнер будет выполнять рейсы по Волго-Балтийскому каналу с заходом в Чёрное и Балтийское моря.
Сегодня самой активной группой, приобретающей туры на круизные лайнеры, являются жители столицы, однако туроператоры надеются на подключение туристов из других регионов России.
Зачастую это зависит от места старта и окончания водного путешествия. Организаторы круизов уже сейчас думают над решением этой проблемы и разработкой удобных трансферных вариантов.
Есть надежда и на иностранных туристов,однако сейчас предсказать сложно – эпидемиологическую ситуацию в последнее время стало трудно прогнозировать.
Компании, тем не менее, готовятся к приёму иностранных гостей, подбирая экипажи со знанием языков и проводя специальные курсы повышения квалификации для работы с интуристами.