На каких самолётах отечественного производства летают россияне
В РФ работают более полусотни крупных авиакомпаний, использующие примерно 1100 пассажирских лайнеров и около сотни грузовых. Лишь треть из них имеют российское происхождение…
Показатель 30-35% отечественных судов в структуре многочисленного авиапарка выглядит внушительно. Однако большинство из них – ближнемагистральные самолёты советской постройки малой вместимости. По этой причине на отечественные самолёты приходится только 5% пассажирооборота, остальные 95% – перевозки гигантскими аэробусами и боингами.
Доля российских лайнеров в составе авиапарка страны из года в год снижается. Это связано с постепенным списанием старых самолётов времён СССР, а также проблемами производства новых MC-21 и суперджетов.
Какие отечественные лайнеры возят пассажиров
По данным производителя суперджета, компании Иркут, российские перевозчики эксплуатируют 150 лайнеров SSJ 100. В основном их использует Аэрофлот, авиакомпании Ямал, Азимут и Газпромавиа.
Приблизительно 85 отечественных бортов составляют небольшие лайнеры: Ан-24, Ан-26, Ан-28 и Ан-38. Их вместительность невелика – от 20 до 50 пассажиров, поэтому они обслуживают местные линии.
Здесь же применяются порядка 40 самолётов Л-410, рассчитанных на перевозку 19 пассажиров.
Аэрофлот и региональные авиакомпании эксплуатируют два десятка Як-40 и Як-42.
Количество лайнеров других марок в авиапарках отечественных перевозчиков незначительно. Речь идёт о нескольких единицах относительно новых Ан-148, произведённых в Воронеже и устаревших Ан-74.
В 2020 г из состава флота авиакомпании Алроса вывели последний самолёт Ту-154. После этого в парках российских компаний не осталось ни одного лайнера семейства Ту, ранее – необычайно популярных. Впрочем, не исключено, что «тушки» новых моделей вскоре вновь появятся на взлётных полосах аэропортов.
Планы по возрождению авиапроизводства в РФ и что мешает их воплощению
Согласно замыслам руководства Объединённой авиастроительной компании (ОАК), в первой половине 2020-х годов в России должно было стартовать серийное производство нескольких моделей пассажирских самолётов. Кроме массового выпуска «импортозамещённых» суперджетов, планировалось начать сборку среднемагистрального МС-21, разработанного корпорацией Як.
Однако на практике ежегодно изготавливаются считанные единицы больших лайнеров. Например, в 2023 г выпущено 9 крупных самолётов, из которых 6 – транспортные Ил-76, один Суперджет-100, а также аэробус Ил-96 и самолёт-амфибия Бе-200. Годом ранее в России построили 12 крупных самолётов (10 SuperJet-100 и 2 Ил-76), похожие показатели были и в прежние 2-3 года.
Массовый выпуск надежды ОАК, самолёта МС-21, отложен из-за санкций. Зарубежные контрагенты заблокировали поставку компонентов к планеру. Импортозамещение привело к увеличению веса самолёта на 5 тонн, что сократило дальность полёта. Теперь инженеры пытаются снизить общий вес конструкции.
Производство обновлённых SSJ-100 тормозится проволочками с сертификацией отечественного двигателя ПД-8. На лётных испытаниях в 2023 г он не подтвердил свои характеристики и сейчас дорабатывается. Из-за украинского конфликта – немало сил конструкторов и производителей сосредоточено на создании военной авиатехники. Это ещё одна причина сдвигания серийного выпуска пассажирских лайнеров на 2025-26 годы (по оптимистичному сценарию).
Широкофюзеляжные Аэробусы и боинги в небе России призван заменить широкофюзеляжный Ил-96.
Ближайшие планы ОАК
По оценкам экспертов ОАК, потенциально – российские авиазаводы способны выпускать не менее 100 крупных пассажирских самолётов в год. Согласно существующей программе, на данный показатель промышленность должна выйти во второй половине 2020-х годов. К 2030 г – кроме суперджетов и МС-21 намечено наладить серийный выпуск среднемагистрального Ту-214, а также дальнемагистрального Ил-96. Кстати, на самолёте этой модели летает президент Путин.
В сегменте малой авиации ещё советские Аны должны вытесняться самолётами Байкал и Ладога. Их первые поставки запланированы на 2025-26 гг.