На Иркутском авиазаводе прошло совещание по программе МС-21
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Рогозин на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» и ознакомился с производством аэропланов МС-21 и провел рабочее совещание, сообщает пресс-служба корпорации.
На совещании с докладами о ходе выполнения программы выступили Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь и Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко. Генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александр Артюхов известил о ходе разработки двигателя ПД-14, который в перспективе будет установлен на самолет МС-21.
Дмитрий Рогозин поставил вопрос об объемах серийного выпуска аэропланов МС-21. Юрий Слюсарь заявил: «Наша цель – к 2024 году выйти на производство 70 лайнеров в год». Олег Демченко добавил: «С точки зрения оснащения производства, все в распорядке: и мощности, и площади позволяют нам выйти на эти объемы выпуска».
Первый опытный самолет МС-21-300, поднялся в небо 28 мая 2017 г., готовится ко второму этапу заводских летных испытаний. По итогам первых полетов корректируется программное обеспечение. На самолете установлены тензометрические датчики, которые позволяют точно измерять нагрузку на конструкцию в ходе последующих заводских и сертификационных испытаний.
На втором многоопытном самолетов МС-21-300, предназначенном для проведения летных испытаний, ведется монтаж систем. Еще три опытных самолета МС-21-300 находятся в разных стадиях производства.
Справка по программе МС-21
Многоопытный самолет МС-21-300 выполнил девять полетов по программе заводских доводочных испытаний, стартовали 28 мая 2017 г. В ходе первого этапа испытаний успешно выполнен комплекс вытекающих работ:
- исследованы характеристики устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла с выпущенными и убранными шасси;
- определены аэродинамические исправления системы измерения высотно-скоростных параметров в исследованном диапазоне высот и скоростей;
- опробованы различные режимы работы силовой установки в полете и на земле;
- проверена работоспособность самолетных систем.
Конструкторы Инженерного середины ОАО «Корпорация «Иркут» (головного разработчика и исполнителя программы МС-21), специалисты летно-испытательного подразделения ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» и предприятий-смежников ведут обработку полученной информации. Разбор первых результатов испытания подтверждает правильность основных конструкторских решений.
В настоящее время первый самолет МС-21-300 находится в цехе решительной сборки Иркутского авиационного завода (ИАЗ) – филиала ОАО «Корпорация «Иркут». На самолете параллельно проводятся следующие работы:
- корректировка программного обеспечения по итогам первого этапа заводских доводочных испытаний;
- подготовка к калибровки тензометрических датчиков.
После завершения тензоградуировки начнется второй этап заводских доводочных испытаний.
Другой опытный самолет МС-21-300, предназначенный для проведения летных испытаний, находится в цехе окончательной сборки ИАЗ. Завершена стыковка планера, ведется монтаж систем. Еще три многоопытных самолета МС-21-300 находятся в разных стадиях строительства.
Самолет МС-21-300, предназначен для проведения статических испытаний, находится в ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского.
Тензометрические изыскания
Цель тензометрических исследований: подготовить самолет к новому этапу испытаний, в частности, летно-прочностных, в ходе которых будут определены фактические нагрузки, работающие на самолет в полете.
Сравнение расчетных и фактических нагрузок позволит доказать правильность исходных данных для проектирования самолета.
Силы и моменты, возникающие в узлах и агрегатах планера, измеряются миниатюрными тензометрическими датчиками. Итого их более пятисот. Они наклеиваются на фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, а также на шасси. В зависимости от конструкции конкретного узла, тензодатчики могут размещаться внутри планера или извне.
После монтажа системы тензоизмерений проводится ее наземная калибровки, что обеспечивает точность измерений в полете. Узлы и агрегаты планера на земле подвергаются воздействию заблаговременно известными комбинациями нагрузок, при этом показания датчиков сравниваются с эталонными.
Подготовка к тензометрическим исследований – это длительная и кропотливая работа, которая занимает несколько недель.
Модернизация области
Летные испытания и постройка новых опытных самолетов подтверждают работоспособность сложившейся научно-производственной кооперации.
В рамках программы МС-21 в России проведено техническое перевооружение предприятий ОАК и созданы новоиспеченные центры компетенций в сфере высоких технологий. Планируется их использование и развитие в ходе реализации перспективных проектов. Интеграторы основных систем самолета МС-21 – российские предприятия.
Компания «АэроКомпозит» разрабатывает и спускает изделия из полимерных композиционных материалов. В Ульяновске по уникальной запатентованной в России технологии вакуумной инфузии проводится крыло самолета МС-21. В Казани на новоиспеченных производственных мощностях выпускаются композитные элементы механизации крыла.
Интеграцию авионики самолета МС-21 ведет вновь созданное предприятие «ОАК-центр комплексирования».
В ходе выполнения программы МС-21 в рамках ОАК реализована новоиспеченная индустриальная модель, ориентированная на создание высокопроизводительных специализированных производственных мощностей.
После проведенного технического перевооружения ульяновский завод «Авиастар-СП» освоил производство отсеков и панелей самолета МС-21, а также составление оперение.
На воронежском заводе «ВАСО» созданы производственные мощности по изготовлению композиционных узлов и деталей из стеклопластика, а также пилонов, двигателей.
На заводе корпорации «Иркут» введено современное обрабатывающее и контрольное оборудование, которое обеспечивает высокое качество изготовления деталей и узлов. Введена в действие автоматизированная сборочная черта, что позволяет стыковать агрегаты планера с исключительной точностью.
В интересах программы МС-21 развитая и усовершенствованная стендовая база, что обеспечивает наземные испытания новоиспеченной авиационной техники. Выполнение программы МС-21 позволило сохранить и развить в России научную, конструкторскую и производственную базу для перспективных авиационных проектов.
Цифровые технологии
МС-21 – первоначальный в нашей стране магистральный пассажирский самолет, который изначально разрабатывался исключительно на базе цифровых технологий. Учитывая масштаб программы МС-21, впервые в отечественном авиастроении была выстроена распределенная информационная среда, объединяющая конструкторские и производственные площадки.
Ядро этой среды – единая для всех участников программы база этих, которая содержит конструкторскую, технологическую и другую документацию по самолетам семейства МС-21. База данных содержит полную информацию о самолете, его буквальную электронную модель.
Обмен информацией с базой данных осуществляется по высокоскоростным защищенным каналам связи. Все ключевые элементы дублированы и сохраняют работоспособность даже при отключении электропитания. К базе этих подключены основные участники кооперации, включая Инженерный центр им. А. С. Яковлева, ИАЗ, Ульяновский и Воронежский филиала ПАО «Корпорация «Иркут», завода «Авиастар-СП» и ВАСО, «АэроКомпозит». Целая информационная среда обеспечивает защищенный обмен информацией с другими участниками программы МС-21 в России и за рубежом. Создана аппаратная и программная инфраструктура, а также эксперимент ее строительства и эксплуатации могут быть использованы в новых авиационных проектах.
МС-21-300 – пассажирский самолет нового поколения
МС-21-300 – пассажирский аэроплан нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на массовый сегмент рынка авиаперевозок. Главный исполнитель программы МС-21 – ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в состав ПАО «ОАК»).
Аэроплан МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов с диаметром фюзеляжа. Такое решение существенно расширит собственное пространство каждого пассажира, позволит разминуться с тележкой обслуживания и обеспечит авиакомпаниям сокращение времени оборота в аэропортах. Благодаря установке вящих иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортная для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат. Для пилотов аэропланов разработана инновационная эргономичная кабина.
Высокие требования к комфорту и экономической эффективности самолета потребовали внедрения передовых технических решений в районы аэродинамики, двигателестроения и самолетных систем. По своим летно-техническим данным и экономичности самолетов МС-21 превосходит существующие аналоги. Основной вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета внесет покрывало из полимерных композиционных материалов, впервые в мире создано для узкофюзеляжных самолетов вместимостью более 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 – свыше 30% – уникальная для этого класса лайнеров.
Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя образами двигателей – PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (Россия). Двигатели нового поколения обладают уменьшенным расходом топлива и низеньким уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Самолет МС-21 соответствует перспективным требованиям по защите окружающей среды. Расчетное сокращение прямых операционных затрат при эксплуатации самолета МС-21 составит 12-15% по сравнению с аналогами.
Стартовый портфель твердых заказов на 175 аэропланов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердому заказу получены авансовые платежи. Заказали самолеты лизинговые компании подписывают контракты и договоренности с авиакомпаниями-эксплуатантами.