МС-21 или B737MAX — что выберет лоукостер?
Российский лоукостер «Победа» повысит парк своего флота до 45 самолетов. Авиакомпания договорилась с Boeing о поставке начиная с конца 2019 года 15 бортов версии B737MAX8. Таким манером «Победа» рассчитывает выйти в 2022 году на перевозки до 16 млн пассажиров в год.
По информации «Коммерсанта», лоукостер уже опубликовал вакансии командиров воздушных кораблей, пилотов и бортпроводников на B737NG/MAX, претенденты должны иметь допуск на такие самолеты и «возможность в ближайшее время руководить ими.
Сейчас в парке «Победы» 20 аэропланов B737NG, до середины 2019 года авиакомпания получит еще десять машин. По стратегии развития до 2020 года флот «Победы» должен состоять из 45 аэропланов.
Примерно в это же время — конец 2019-первая половина 2020 года ожидается начало поступления в парк Аэрофлота российских среднемагистральных аэропланов МС-21, которые принадлежат к тому же типу ПС, что и B737MAX. Самолеты будут поступать в течение 2020-2026 лет на условиях операционного лизинга на 12 лет. Итого Аэрофлот получит за этот период 50 самолетов МС-21.
МС-21 — инновационный продукт российского гражданского авиастроения. Ожидается, что по своей экономической эффективности он обгонит конкурентов — последние версии B737 и A320. Лизинговая ставка на МС-21 будет сопоставима с этими самолетами, но для Аэрофлота, как для стартового заказчика она будет ниже — $370 тыс. против $429 тыс. в месяц. При этом за первые двадцать бортов МС-21 в течение первых трех лет поставок Аэрофлот получит компенсацию за пониженный гарантированный налет касательстве иностранных судов в размере $45,14 млн ($2,26 млн) на судно. Общая сумма сделки — $5,3 млрд, в том числе $3,6 млрд за лизинг и $1,7 млрд за техобслуживание.
Среди первых получателей новоиспеченного российского самолета будут также Red Wings и Ираэро. Но авиакомпания «Победа» никогда даже не проявляла интерес к этому самолету. Почему?
Бизнес-модель лоукостера, у какого в парке относительно небольшое количество машин, предполагает большой суточный налет с минимальным количеством простоев.
Среднее время разворота у «Победы» составляет 35 минут, в базовом аэропорту Внуково — 30, а в аэропорту Бегишево в Набережных Челнах оно и вовсе — 25 минут. В 2017 году «Победа» сделалась мировым лидером по показателю среднего налета на самолетах Boeing B737 — 15-16 часов в сутки на судно. Это данные самого производителя самолетов.
Потому, как считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов, «говорить о конфликте отечественной и иностранной авиатехники внутри группы «Аэрофлот» было бы неверным». «Победа» минимизирует операционные уроны, а приход и эксплуатация нового типа ВС их только увеличит.
А вот риски самого «Аэрофлота», в парке которой более 200 самолетов, значительно ниже. И собственно «Аэрофлот» первым в России начал эксплуатацию Суперджета, помогая АО «ГСС» выявить и устранить все «детские болезни» самолета.
Экономическая эффективность МС-21 определяется присутствием современной силовой установки, высоким аэродинамическим качеством, повышенным комфортом и сокращением времени посадки/высадки пассажиров за счет более размашистого прохода, что позволяет устранить «туннельный эффект» — когда один пассажир грузит багаж на полку, а другой ждет его, чтобы пройти на свое пункт.
Высокое аэродинамическое качество МС-21 достигается за счет композитного крыла большого удлинения (11,5). Композитное крыло гораздо более жесткое, чем алюминиевое, позволяет сделать его ювелирнее с большим удлинением, снизив тем самым лобовое и индуктивное сопротивление. И даже без применения винглетов такое крыло позволяет улучшить аэродинамическое качество на 5-6 процентов и, соответственно, повысить топливную эффективность самолета.
МС-21 будет оснащаться двигателями ПД-14 или американскими Pratt&Whitney. Обе силовые установки отвечают всем нынешним требованиям, отличаются пониженным расходом топлива и сокращением вредных выбросов и уменьшением шума, что в совокупности снижает авиакомпаниям операционные затраты и экологические платежи.
Российские двигатели будут устанавливаться на половину из первых 630 аэропланов, поэтому Аэрофлот получит все МС-21 с двигателями Pratt&Whitney, Red Wings — четыре самолета с ПД-14 и 12 с PW1400G-JM.
По договоренности с американским производителем на 315 630 МС-21 может быть введён российский двигатель ПД-14 без дополнительного согласования с P&W.
С первых 110 35 самолетов будут выпущены с ПД-14, а 75 — с PW1400G. В следующей партии из 240 МС-21 российский двигатель получат 115 аэропланов, американский — 125. Затем в партии 279 самолетов ПД-14 поставят на 165 машин, а PW1400G — 115. С 631-го самолета выбор двигателя останется на усмотрение заказчика.
Стоимость самолета оценивается в $85 млн. А тяни комплекс примененных в нем технических новаций предоставляет авиакомпаниям возможность сократить время оборота в аэропорту на 15-20 процентов, непосредственные снизить операционные затраты на 12-15 процентов по сравнению с непосредственными конкурентами, что согласно расчетам компании Lufthansa Consulting, позволит МС-21 генерировать до $4 млн дополнительных доходов в год.
Boeing 737MAX8 — узкофюзеляжных аэропланов четвертого поколения семейства 737 выпускается с 2017 года. Вместимость — до 210 кресел, дальность полета — 6,5 тыс. км, двигатель на 14% экономичнее версии NG, каталожная стоимость — $117 млн. Airbus вывел на рынок аналогичный A320neo в начале 2016 года.
Таким образом, в перспективе МС-21 представляет собой более экономически выгодную машину, чем его ровные конкуренты. А после «обкатки» самолета в Аэрофлоте и других российских и зарубежных компаниях в России может появиться новый лоукостер, который будет эксплуатировать лишь отечественную технику. Такой пример мы уже имеем — авиакомпания «Азимут».