Минтранс обяжет авиакомпании иметь в парке как минимум три российских самолета
Министерство транспорта РФ предложило обязать новоиспеченным авиакомпаниям иметь в парке как минимум три самолета российского производства, чтобы получить разрешение на полеты. Эксперты сомневаются в эффективности такого способа поддержки производителей.
В попытке стимулировать спрос на продукцию российских авиапроизводителей Минтранс разрешил изменить условия получения сертификата эксплуатанта, внеся поправку в Федеральные авиационные правила (ФАП-246), следует из сообщения ведомства. Извещение об этом размещено на портале проектов нормативных правовых актов.
Сейчас для получения сертификата эксплуатанта на чартерные перевозки перевозчик должен владеть в парке от трех до семи самолетов на регулярные от восьми лайнеров количеством пассажирских мест 55 и более, объяснил представитель Росавиации. А Минтранс предлагает завести обязательное наличие в авиапарке перевозчика не менее трех самолетов российского производства, причем не старше пяти лет. Планируется, что изменения вступят в мочь в ноябре 2017 года после их одобрения Госдумой.
В парках российских авиакомпаний преобладают машины иностранного производства Airbus и Boeing. По этим официальных сайтов перевозчиков, у «Аэрофлота» 168 самолетов иностранного производства и лишь 30 SSJ-100, в S7 Airlines самолеты только иноземного производства, в «Ютэйр» девять самолетов Ан и 65 иностранных, у «Уральских авиалиний» только иностранные 43 Airbus. 18 августа российская авиакомпания «Азимут» получила сертификат эксплуатанта. Парк новоиспеченного перевозчика состоит полностью из самолетов российского производства: в августе «Азимута» было три SSJ-100, впоследствии их число планируется довести до 32.
Основной редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил в интервью РБК, что эта мера, несомненно, направлена на стимулирование спроса на продукцию российских авиапроизводителей. Но, по его словам, новоиспеченное условие создает ограничения на появление новых авиаперевозчиков.
«Сейчас такая мера несвоевременна, наш авиапром не готов обеспечить потребность авиакомпаний в всех сегментах базара: Россия выпускает только SSJ-100, нет ни среднемагистральных, ни дальнемагистральных. Минтранс своей инициативе, по сути, закрывает вход для новых игроков», находит эксперт.
Это условие может ограничить выход на рынок небольших региональных авиакомпаний, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Ольга Болтрукевич. Конкретно для производства SSJ-100 эффект от этих ограничений будет небольшой, гораздо вящую поддержку ему оказывают госпрограммы субсидирования лизинга, добавляет она.
В пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) пока не ответили на запрос РБК.
Кроме Минтранса поддержать российских авиапроизводителей собирается и Минпромторг. В начине августа «Коммерсант» сообщил, что Минпромторг готов с 2019 года ввести пошлину на иностранные самолеты, которые конкурируют с российскими SSJ 100 и МС-21, сейчас лайнеры на 50-300 кресел могут ввозиться с нулевой пошлиной и без НДС. Это может коснуться наиболее распространенные модели Airbus 319/320/321 (сейчас в России 262 таких самолета) и Boeing 737 различных модификаций (172 штуки), а также бразильские Embraer E-170 и E-175). Издание со ссылкой на ключи в авиакомпаниях сообщил, что перевозчики отнеслись к этому решению с удивлением.